Исследователь психических явлений. Он хорошо известен своими исследованиями вызывающей споры теософа Е.П.Блаватской и тем, что возглавлял Американское общество изучения психических явлений почти с момента его создания в 1885 году и до своей смерти в 1905 году.
Ричард Ходжсон родился в Мельбурне, Австралия, 24 сентября 1885 года.
Психическими феноменами заинтересовался еще в юности, однако тогда он не сконцентрировал усилия для их изучения, другие интересы на какое-то время одержали верх. Он учился в университете Мельбурна и в 1878 году получил там степень доктора права. Однако же сочтя, что юриспруденция не столь близка ему, как он предполагал, он переехал в Англию и в 1881 году в Кембридже поступил в Колледж Сент-Джон, чтобы изучать поэзию. Его ведущим преподавателем был Генри Сиджуик, ставший вскоре первым президентом Общества изучения психических явлений.
В 1884 году, когда Ходжсону было 29 лет, Общество направило его в Индию исследовать заявление Блаватской, яркого лидера теософского движения, утверждавшей, что она была в сверхъестественном контакте с группой тибетских адептов. Эти адепты, называемые махатма (Mahatmas), утверждали, что они способны астрально проецировать себя на теософов, которым они будут являться как призраки (см. Видения). Они говорили также, что доставляют письма или способствуют их появлению, когда письма возникают на предварительно чистых листах бумаги.
Однако незадолго до отъезда Ходжсона в Индию там была опубликована другая серия писем, якобы написанных Блаватской в адрес знакомой ей супружеской четы Колумб, с которыми она вроде бы поссорилась. В письмах, если они были подлинными, открытым текстом утверждалось, что явления махатма – чистый обман. Однако Блаватская объявила, что письма были поддельными.
Ходжсон провел в Индии три месяца, записывая интервью многих людей, вовлеченных в данную историю. Изучал письма Колумбам и комнату, где, как говорили, происходили явления махатма. В комнате он обнаружил скользящие и вращающиеся панели, которые только подкрепили мнение, вынесенное им из проведенного опроса, а именно, что письма Колумбам были подлинными. Это заключение позднее было поддержано британскими графологами, и комиссия Общества, уполномоченная исследовать феномен махатмы, пришла к выводу, что он был подстроен Блаватской.
Теософское Общество выразило протест, оно обвинило Ходжсона в предвзятости и разорвало отношения с Обществом изучения психических явлений. Полемика продолжается до сих пор, несмотря на то что в 1986 году Общество попыталось замять дело путем публикации заключения другого графолога, утверждавшего, что письма Колумбам были подложными.
Исследование феномена Блаватской обернулось разоблачением надувательства, и вскоре, Ходжсон стал известен, как один из наиболее опытных специалистов в этой области. Его работа с С.Дж. Дэйви по дублированию процесса письма медиума Уильяма Эглинтона продолжает упоминаться в связи с изучением ложной перцепции. Дэйви работал с Эгдинтоном какое-то время, потом переходил к собственному занятию и обнаруживал, что он не занят одурачиванием публики, заставляя их поверить, что его трюки представляли собой паранормальные явления. Он и Ходжсон систематически проверяли, сравнивали подлинные действия Дэйви с тем, что, как говорили зрители, они видели на его сеансах. Ходжсон и Дэйви были способны доказать, сколь ненадежными могут быть свидетельства очевидцев. Уильям Джеймс считал, что сообщение – это “наиболее ущербный документ, касающийся свидетельств очевидцев из всех когда-либо созданных”.
Джеймс, сам очень заинтересованный психическими феноменами, был центральной фигурой в однотипном с лондонским Американском обществе, для изучения психических явлений, начавшем функционировать в Бостоне в 1885 году. Однако же Американское общество, по сравнению с Лондонским, испытывало недостаток в членах и финансах. Джеймс был вынужден обратиться в Лондонское общество за помощью. В 1887 году Ходжсон был направлен туда посмотреть, что можно предпринять, и вскоре сделался неоценимым работником в качестве секретаря.
Ходжсон принял от Джеймса руководство исследованиями, проводившимися с выдающимся мнемоническим медиумом Леонорой Пайпер. Он начал регулярную запись ее сеансов и тайком нанял частных детективов, чтобы следить за ней. Но она никогда не была уличена в чем-либо подозрительном.
Два сообщения Ходжсона о Пайпер в издаваемом обществом “Proceedings” были эталоном. Во втором сообщении, опубликованном в 1897 году, он изложил свою точку зрения, что факт жизни после смерти видится наиболее приемлемым для объяснения результатов, полученных во время этих сеансов.
Заключение изумило многих его друзей, которые ожидали, что он разоблачит Пайпер, как прежде разоблачил Блаватскую и Эглинтона. Однако Ходжсон стал всего лишь еще одним в длинном списке исследователей психики, пришедших к убеждению о существовании загробной жизни, основываясь на медиумистической практике Пайпер.
В 1897 году Ходжсон вернулся в Англию, где стал членом Совета Общества для изучения психических явлений и редактором издаваемых Обществом “Journal” и “Proceedings”, однако недолго пробыл на этом месте. Через год он вернулся в Бостон, в Американское общество для изучения психических явлений, чтобы продолжить работу с Пайпер.
Ходжсон умер 20 декабря 1905 года в возрасте 50 лет от сердечного приступа, случившегося во время игры в гандбол в Юнион Боат Клаб в Бостоне. Имелись некоторые доказательства, что в последние годы жизни он начал экспериментировать с непроизвольным письмом.
Вскоре после его кончины Пайпер начала постоянно находиться в контакте с духом, называющим себя Ричардом Ходжсоном. Поступающие якобы от него сообщения были восприняты по-разному. Джеймс считал, что они действительно могут исходить от покойного ученого, но британские коллеги и друзья Ходжсона не были так уверены.
Хотя Ходжсон опубликовал несколько важных работ в “Proceedings”, он не писал книг. Однако в соавторстве с Фредериком У.Х. Майерсом он создал капитальный труд “Человеческая личность и ее дух, переживший телесную смерть” (1903). Майерс умер в 1900 году, попросив Ходжсона, чтобы тот вместе с членом Общества Гертрудой Джонсон завершил работу над книгой, если он умрет до того, как закончит ее сам.