Пьер Боннар – Пеньюар

Пеньюар

Пьер Боннар
Пеньюар
Ок. 1800
Бархат, масло. 154 х 54 см
Париж, Национальный музей современного искусства

Боннар в ранний период своего творчества был одним из виднейших представителей следовавшего за символической живописью линейно-декоративного направления, декоративизма, который картинную поверхность и живописные средства рассматривал как независимую от предмета изображения реальность, т. е. того направления в искусстве конца прошлого века, которое получило название модерн, стиль модерн. В трактовке женской фигуры, изображенной стоящей спиной к зрителю, достиг одной из своих вершин берущий начало в «татуированной» Саломее Гюстава Моро процесс превращения мотива в орнамент, намечающий уже и ту линию развития живописи, которая будет продолжена в искусстве Матисса. Боннар строит свою картину на динамичном контуре, в ней нет теней, иллюзия глубины минимальная, все подчинено декоративному линейному ритму. Роль человеческой фигуры как носительницы символического содержания вытесняется самоценностью изобразительных знаков: функции обозначающего и обозначаемого, сконцентрированные в орнаменте, более не распадаются.

Ритмическому членению поверхности картины цветовыми пятнами и узорами способствуют и теплые рефлексы мягкой ворсистой ткани, заменяющей холст. В отличие от тщательно нарисованных, показанных со спины, обнаженных фигур у Энгра, здесь, кажущийся неуверенным и неловким рисунок, производящий впечатление японского рисунка, не изолирует фигуру от окружающего пространства, а наоборот, подчеркивает их единство, слитность, подобно тому, как позднее, в интерьерах с открытыми окнами, будет подчеркиваться Боннаром тождественность внешнего и внутреннего пространства.