История расцветает на обобщениях. Как Элтон точно замечает в томе «Кембриджской Современной История»: «Историка отличает от сборщика исторических фактов обобщение». Он мог бы добавить, что, тоже самое, отделяет естествоиспытателя от натуралиста или коллекционера. Но не следует предполагать, что обобщение позволяет нам создавать некую громадную историческую схему, в которую должны быть втиснуты конкретные события.
И поскольку Маркс – один из тех, кого часто обвиняют в создании такой схемы или веры в подобную схему, я процитирую одну выдержку (путем суммирования абзацев) из его письма, которая показывает должную перспективу: «…События поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, привели к совершенно разным результатам. Изучая каждую из этих эволюции в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой, состоит в ее над историчности».
История имеет дело с отношениями между отдельным и общим. Как историк вы не в большей степени можете разделить их, или дать одному преимущество перед другим, чем вы можете разделить факт и интерпретацию.