Из трех мировых религий – буддизма, христианства, и ислама – буддизм – древнейшая и имеет наибольшее число последователей. Эта тема в последнее время стала весьма модной, хотя около ста лет назад имя человека, которого мы привыкли называть по его церковному имени Будда (Буддха) было почти неизвестным за пределами тесного круга санскритологов и исследователей религий.
Интерес к теме в 19 веке периодически подогревался философами (Ницше, Шопенгауэр). В 20-м своеобразным пиаром общественных и политических деятелей, объявивших о выборе буддизма в качестве основопологающего направления самосовершенствования и по совместительству религии для себя. Будучи религией опыта в отличие от религий веры (христианство, ислам) буддизм является своеобразной нишей для круга людей, которые по тем или иным причинам не принимают основные положения христианства или ислама, но тяготеют к религии как к таковой. Вовремя написания данной работы мною было обнаружено лишь пять случаев громкого отказа от буддизма в пользу православия, большинство из которых были вынужденные: Н. Н. Дорджеев и В. И.Яматов – преподаватели японского и монгольского языков в Санкт-Петербуржском университете, причем последний – в связи со смертным приговором, за передачу сведений о своей стране, ожидавшим его на родине; П. А. Бадмаев – врач тибетской медицины, крестник императора Александра III; лечивший членов семьи Николая II и Григория Распутина.
Помимо прочего, на мой взгляд, буддизм – разумная промежуточная ступень между монотеистическими религиями, коими можно определить христианство и ислам и атеистичным отрицанием Бога как такового.
Идея духовного развития, заключающаяся в полноте знаний и самосовершенстве не может не привлечь внимание разумного и образованного человека. Выбор темы в первую очередь обусловлен личным недостатком информации, который поможет восполнить данный реферат. Интерес помимо основных положений философского учения представляют сходные моменты с существующими религиями. Поскольку христианство так и ислам появились значительно позже, соответственно через пятьсот и тысячу лет, то можно сделать предположение о переносе определенных сюжетов, идей или положений буддизма в более молодые религии. Как Христос, Будда поставил во главе своего учения нравственную работу над самим собой и любовь к ближнему. Его заповеди и наставления, если не обращать внимания на специфически индийские и применимые только к Индии, в сущности те же, что и у Христа. Оба основателя религий обращаются не к отдельным классам, а к широкой массе страждущих и обремененных. Правда, как замечает Фридрих Ницше («К генеалогии морали»), в отличие от Христа и пророка Исы, Будда выходец из самых высоких слоев общества. Вообще Ницше считает буддизм родственным христианству, но честнее, поскольку она переросла понятие «Бог», так же как и понятия «добро и зло», благодаря тому, что появилась из глубокомысленной философской концепции. Буддизм – это борьба с депрессией посредством борьбы с пресыщением, значит по сути своей это оздоравливающая религия.
В любом случае, личность основателя и сущность учения, своеобразной формы древнеиндийского свободомыслия не могут не вызвать определенный интерес.
Сразу следует отметить, что под термином «Будда» будем рассматривать конкретную историческую личность – Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы. В истории космоса было множество подобных существ. Таким образом, Гаутама Будда является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его непосредственным предшественником был будда Дипанкара следующий за ним, – будда Майтрейя. Исторический Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представлял собой не бога или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары (череды перерождений). Согласно В.А. Кожевникову Будда Гаутама (Готама) двадцать восьмой Будда, явившийся на Земле в последнем периоде ее развития.
Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Предания, представляющие жизнеописание Будды, были записаны лишь в первом веке до н.э. на Цейлоне. До нас дошли только более поздние списки, отредактированные многими переписчиками. Канонический текст был создан в 1871 г. в Бирме на специальном буддийском соборе, в котором принимали участие 2400 монахов. Эти монахи путем сверки различных списков и переводов выработали унифицированный текст. К неканонической литературе относятся биографии Будды. Все они сравнительно позднего происхождения, составлены не ранее второго-третьего веков н.э. Они опираются на отрывочные сведения о биографии Будды из канонической литературы и включают в себя различные мифы и легенды, призванные доказать божественность Гаутамы. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения, в частности, для гиперболизации фигуры самого Будды.
В буддийской церкви противостоят одно другому два направления. Обычно южных буддистов отличают от северных. Под южными подразумевают буддистов Цейлона и Индокитая, под северными — буддистов в Китае, Японии, Корее, Тибете, Монголии, Непале. Распавшись на секты, буддизм постепенно пришел в Индии в упадок. Отдельные секты составили свои собственные каноны священных писаний на различных языках. До последнего времени всеми исследователями принималось, что только пали – канон южных буддистов заключает в себе верную передачу учения Будды. Совпадения некоторой части писаний северных буддистов объяснялись простыми заимствованиями.
Философия Будды.
Религия буддизма не связана ни с национальностью, ни с мирским предназначением. Вступление в буддизм обусловлено не рождением, а обращением – решением жить согласно истинам, провозглашаемым религией. Буддисты образуют общину, объединенную идеей веры. Эта черта в полной мере присуща и другим мировым религиям, что дало возможность распространиться по обширным многонациональным регионам, привлечь на свою сторону не только противников, но и бывших сторонников местных национальных религий.
Суть идеи буддизма заключаются в том, что его последователям нужно совершать добрые дела и удерживаться от совершения неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости, что приводит к конечному итогу – обретению ниббаны (пали) или нирваны (санскрит) – состояния наивысшего счастья и полного отсутствия страданий. Поэтому высшей целью буддиста должно быть достижение нирваны и прекращение перерождений.
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перерождаться. Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости», достигнув которой, существо может выйти из круговорота бытия, завершив цепь своих перевоплощений.
В основе учения Будды лежат Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные Истины учения Будды
Придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, он учил, что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до основания, «погасить в нирване». Достигнуть этого состояния совершеннейшего покоя можно было познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его учения – истины страдания, истины происхождения страдания, истины уничтожения страдания и истины о пути, ведущем к уничтожению страдания. В первых двух истинах он излагает теоретическую часть своего учения, а в последних – практическую: о необходимости избавления от страданий и о средствах к избавлению от них.
Сам Будда так излагает эти четыре истины: “Братья, мы блуждаем по печальному, пустынному пути перерождений только потому, что не знаем четырех истин спасения. Вот, братья, высокая истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разлука с людьми любимыми есть страдание, близость людей нелюбимых есть страдание, недостижимость желаний есть страдание (короче, все существование индивидуума есть страдание). Вот, братья, высокая истина о происхождении страдания: это – жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению, это – влечение к удовлетворению чувственности, влечение к индивидуальному счастью. Вот, братья, высокая истина об уничтожении страдания – это совершенное уничтожение жажды бытия, уничтожение вожделений; их должно уничтожить, отрешиться от них, положить им предел. Вот, братья, высокая истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: это – высокий восьмеричный путь, который называется истинной верой, истинной решимостью, истинным словом, истинным делом, истинной жизнью, истинным стремлением, истинными помыслами и истинным самопознанием”.
Познанием этих истин можно достигнуть вечного покоя, мудрости, просвещения, нирваны, то есть такого душевного состояния, когда уничтожается всякая жажда бытия и исчезают все страсти, – состояния, которому ничто не соответствует в мире, оно выше всякой деятельности, в нем существо, отрешенное от всякого движения жизни, погружается в совершеннейший душевный покой, и наоборот, неведение, незнание этих истин служит источником всех зол жизни.
Десять приковывающих к существованию цепей
Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должны были освободиться еще от следующих «десяти цепей», приковывающих их к существованию: во-первых, от заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны; во-вторых, от сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений; в-третьих, от убеждения в том, что разные религиозные обряды – молитвы, жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут к спасению; в-четвертых, от чувственных страстей и желаний; в-пятых, от ненависти и недоброжелательства к своим близким; в-шестых, от любви к земной жизни; в-седьмых, от желания будущей жизни на небе; в-восьмых, от гордости; в-девятых, от высокомерия и, наконец, в-десятых, от неведения.
Познавший четыре истины спасения и освободившийся от “десяти цепей”, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства, совершенства Будды и вместе с тем нирваны. Низшие степени совершенства, присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10-ти цепей, но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на десятую цепь – неведение. Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерна бессущность – все бессущностно, или все лишено самости. Буддизм отрицает существование вечного «я» (души), утверждая, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» суть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений. Так, в действительности, нет ни субъектов ни объектов, есть лишь мгновенные комбинации постоянно рождающихся и исчезающих психофизических состояний – дхарм. Но ложное чувство «я» ведет к выделению в этом беспрерывном потоке бытия предметов и противопоставлению их сознательному субъекту. Это в свою очередь ведет к возникновению ощущений – субъект воспринимает объект. Из ощущений возникает жажда, стремление, которое ведет от рождения к рождению. Она представляет собой могучую причину жизни и страдания. Мы есть потому, что мы жаждем бытия. Мы страдаем потому, что мы жаждем удовольствия. От жажды происходит привязанность. Затухание жажды есть освобождение, а привязанность к вещам – рабство.
От привязанности к существованию происходит становление, которое истолковывается как карма, вызывающая новое рождение. От становления возникает рождение, от рождения происходят старость и смерть, мука и стенание, печаль, тоска и отчаяние. Чтобы разорвать этот круг рождений и смерти, избавиться от страданий нужно уничтожить всякое желание. Уничтожить желание можно только уничтожив неведение (авидью) – иллюзию существования индивидуального «я», для чего служит благородный восьмеричный путь
Благородный восьмеричный путь
Восьмеричный Путь – путь, ведущий к прекращению страдания, лежащий посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом, указанный Буддой. Четвёртая Благородная Истина буддизма, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие – и монахи, и миряне. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным Восьмеричным Путём». Осваивать эти правила следует постепенно, ступенчато, как наставлял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах. Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности».
Благородный Восьмеричный Путь состоит из ряда ступеней, разделяемых на три группы: Мудрость (Правильное воззрение, Правильное намерение), Нравственность (Правильная речь, Правильное поведение, Правильный образ жизни), Духовная дисциплина (Правильное усилие, Правильное памятование, Правильное сосредоточение)
Правильное воззрение позволяет определить «текущее местонахождение» и направление «движения». «Правильное воззрение» обычно толкуется как понимание Четырех Благородных Истин. Постигнув, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привязанности. В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения:
- – намерение чувственных наслаждений – на отречение от мирских вещей и посвящение себя духовному пути;
- – намерение злобы – на доброжелательность;
- – намерение вреда или жестокости к окружающим – на сострадание.
Нравственность буддийской этики можно свести к Пяти Заповедям: не лги, не убивай, не бери того, что тебе не дано, не прелюбодействуй, будь верен своему спутнику жизни, не употребляй наркотических веществ. Соблюдение этих Заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях – социальном, психологическом, кармическом и созерцательном. Упражнения в моральной дисциплине являются основой для упражнений следующих ступеней, в сосредоточении и мудрости.
Согласно буддистским писаниям Правильная речь означает:
- – воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
- – воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
- – воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
- – воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.
Правильное поведение связано с деятельностью физического тела, но оценивается с моральной точки зрения. Она включает три аспекта:
- – воздержание от желания убивать всех других живых существ, от убийства как ремесла.
- – воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
- – воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения и пр. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия.
Правильный образ жизни прежде всего описывает способ получения средств к существованию. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности:
- – связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными;
- -связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. При этом буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии;
- – связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ;
- – связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество
Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши.
Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.
Правильное усилие – изменение своей жизни, руководствуясь истинными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырёхстороннее постоянное старание называется истинным. Правильное направление мысли и необходимость постоянной бдительности – таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело – как тело, ощущение – как ощущение, ум – как ум, состояние сознания – как состояние сознания. Обо всем этом он не должен думать: «это – я» или «это – моё».
Будда даёт очень подробные наставления о том, как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырёх элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, кровью, жиром и т. д. На кладбище можно увидеть, как мёртвое тело разлагается, пожирается собаками и грифами, а затем, постепенно смешиваясь с элементами материи, исчезает. Благодаря такому усиленному размышлению он может вспомнить о том, что есть тело: как оно тленно и преходяще! «Он отбросит все фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других». Простым усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных состояниях сознания человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты. Окончательным результатом этого четырёхстороннего напряжённого размышления будет отрешённость от всех объектов, которые привязывали человека к миру.
Правильное сосредоточение. Тот, кто успешно ведёт свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути — к прекращению страданий.
Ищущий сосредотачивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешённости от земного. Когда достигается такое сосредоточение, вера в четырёхстороннюю истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения — стадия сознания, радости и покоя.
На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и вдохновения, которые он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения — в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели — прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны (Поттхапада сутта). Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.
Буддизм учит, что причина бед человека – он же сам, и только он сам может исправить это. Это удобно для самого человека как способ укрепления веры в себя и в свои силы. Буддизм не отрицает других религий, но это характерно не только для буддизма. Буддизм не навязывает себя людям, к нему люди приходят самостоятельно. Правда никакая религия не признает, что навязывается людям, за нее агитируют, “проповедуют”, раскрывая людям глаза или образовывая их. При этом буддизм не догматичен, и имеет определенные методы воздействия на тело, речь и ум. На мой взгляд наиболее привлекательным моментом будима является его четкая организация. Буддийское учение наиболее доходчиво трактуется, но если привести сравнение основных положений буддизма и остальных религий (христианство, ислам), то станет понятно, что во всех святых писаниях говорится примерно об одном и том же. Разница только во времени, месте, традициях. Соглашаясь с Е.П. Блаватской, необходимо обратить внимание на то, что буддизм, не в пример иным религиям не дискредитировал себя в глазах истории. Hикакие гонения веры, никакое насаждение веры огнём и мечом никогда не позорили её.
В “Сто одной истории Дзэн” есть описание того, как к мастеру Дзэн Гасану пришёл студент университета и спросил его: “Вы читали когда-нибудь христианскую библию?” – “Hет, почитай мне из неё”, – ответил Гасан. Студент раскрыл библию и начал читать из Матфея: “И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как она растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них… Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём…” Гасан сказал: “Кто бы ни произнёс эти слова, я считаю его просветлённым” Студент продолжал читать: “Просите, и дано будет вам; ищете, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”. Гасан заметил: “Превосходно. Сказавший это недалёк от состояния Будды”.