ОСНОВАТЕЛИ МОНАСТЫРЕЙ

Инок, стремящийся организовать свой монастырь, должен был обладать всеми умениями. Некоторые из них сохраняли при этом и стремление к жизненному идеалу, такому, каким он обычно рисовался молодому человеку, начитавшемуся священного писания, трудов отцов церкви, наслушавшемуся поучений об идеалах ангельской жизни, ради которой следует отказаться от соблазнов мира. Трудно сказать, что перевешивало в личных стремлениях иноков, искавших „пустыни”. Может быть, желание обрести духовное совершенство, провести жизнь в строгом соблюдении принятых обетов и удостоиться царствия небесного не следует сбрасывать со счетов психологию веры. Может быть, реальная жестокость повседневности вела их к попытке создать идеальное общежитие, где все бы трудились равно и так же равно распределяли плоды своего труда. Большинство же прямо стремилось к власти, к созданию маленького собственного государства в государстве  –  точного сколка феодальной системы с неограниченной внутри обители властью игумена и всеми благами, которые она может дать.

 Существовали и другие причины в некоторых случаях начинать монастырь с отшельничества. Так, было бы попросту ошибочным ставить новый монастырь, не проведя долговременной разведки местности. Следовало учесть климатические и почвенные условия, перспективы развития местного хозяйства, всесторонне изучить район будущего монастыря и многое другое. Для этого на новые земли приходит монах – одиночка или три – четыре монаха  –  группа, рассчитывающая со временем на чью – то поддержку. Нужно было вступить в контакты с местным населением. Пусть „келейка малая” стоит пока в стороне от крестьянских земель и лугов, среди леса, но крестьянский мир весьма настороженно относился к таким новоселам. Столкновения монахов и крестьян из – за земли  –  характернейшее явление для XV –  XVII веков. Нужно было прижиться.

 Но только организаторские способности, административное умение и другие подобные деловые качества для игумена – руководителя  –  недостаточны. В конце концов, хозяйственными делами ведал отец – келарь. Игумен а тем более основатель обители должен быть особо благочестив, особо отличаться „духовными подвигами”, соблюдением обетов. Следовательно, необходимо было раскрыть еще одну сторону своих способностей: суметь убедить церковные власти в том, что он обладает должным благочестием, а это своеобразная гарантия успешной религиозной деятельности нового монастыря. Это важно для нравственно – религиозного влияния на братию и, главное, на массу верующих. В данном отношении церковь придирчиво проверяла кандидата в настоятели.

 Необходимость отшельнического подвижничества диктовалась и конкурентной борьбой между монастырями, расширяющими сферы своего влияния. Если в начальный период колонизации того же Севера монастырь оказывался единоличным хозяином нужных территорий, то в более позднее время многочисленные соседи начинали зорко следить за появлением чужих монахов в пределах досягаемости собственной обители. И создать новый монастырь на землях, приглянувшихся уже существующей обители, было непросто. Сведения об этом обычно скупы и отрывочны. Лишь в немногих случаях мы можем достаточно полно восстановить картину борьбы внутри монашества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.