Дела угодные Дьяволу

Елизаветинская эпоха (как и более поздние времена) изобилует примерами применения магии сита и ножниц. Вот один из наиболее занятных. В 1573 г. некий свидетель показал, что Томас Сомер, сапожник из Морпета, потерял свою рубаху и тогда Джон Белл сказал, «что если он назовет ему шесть имен своих соседей и даст четыре пенса для некоей женщины из Ньюкасла, которая повернет сито, рубаха вернется в течение недели; и она точно нашлась три дня спустя». В забавной сценке из комедии Бартона Холидея «Брак семи искусств» перед публикой появляется оракул сита-и-ножниц. Геометрия влюбляется в прекрасную деву Астрономию и спрашивает у Мага, кому она достанется. Маг берется за работу. Он приносит необходимые для коскиномантии орудия и тарабанит заклинание: «Dies mies, leschet, bene doefet, Dowina, Enitemaus. С кем будет Астрономия? С Поэзией?» Сито остается неподвижным. «С Логикой?» Никакого движения. «С Географией?» Сито едва заметно шевелится. «С Геометрией?» Сито поворачивается кругом!

 

Не могу не опасаться, что дети Новой Англии тайком творят дела, угодные дьяволу и продают незаконно. Говорят, что во многих городах люди имеют обыкновение лечить болезни заклинаниями или использовать отвратительные гадания при помощи сита, ключа, горошин, гвоздей, лошадиных подков и не знаю чего еще для того, чтобы узнать запретное или удовлетворить свое нечестивое любопытство. И все это совершается именем дьявола. И далее: «Есть среди них одно колдовство, а именно при помощи сита или ключа, которое позволяет определить, что стало с той или иной потерянной вещью», и еще: «И когда человек открывает наугад Библию с целью по первому попавшемуся слову определить состояние души своей, то это тоже есть разновидность колдовства.

Коттон Матер. Чудеса невидимого мира