В 1358 г. двое лондонцев (Джон Бруггс, капеллан, и Джон Уитон, портной) были обвинены в занятиях «запрещенным искусством магии» и по приказу короля переданы епископу Лондонскому, «чтобы тот заключил их в тюрьму согласно своему усмотрению», пока они не предстанут перед судом и не выполнят свой долг перед Святой Церковью.
В 1396 г. некий англичанин, готовя пособие по разговорному французскому, включил в него диалог о том, что в Орлеане дьявол учит своих почитателей «некромантии», со ссылкой на живущего там великого мага, англичанина по имени Колин Т., который «знал, как сотворить множество чудес при помощи своей некромантии».
Поэта Гауэра можно считать представителем образованной части верующих здравомыслящих англичан второй половины XIV в. Влюбленные, сообщает он нам, ради удовлетворения своего желания совершают много странных поступков, «которые лучше бы оставить»:
Среди которых и ведовство, Многими называемое колдовством.
И он переходит к перечислению разных видов черной магии, приправляя список любопытными народными поверьями, некоторые из которых комментаторам до сих пор не удается пояснить. Геомантия, гидромантия, пиромантия и аэромантия, по его мнению, законны, если практикуются естественным путем и с добрыми намерениями; но влюбленные прибегают зачастую и к «некромантии» с заклинаниями и «воскурениями». В качестве примера колдовства он приводит превращения Цирцей или ухищрения египтянина Нектанеба, очевидно твердо веря в возможность того и другого, и завершает череду примеров кратким рассказом о Зороастре, которого считает изобретателем магии, и, наконец, об эндорской колдунье. В другом случае Гауэр соединяет Нектанеба и Протея, которые:
Могли оба, с помощью некромантии В любой облик, в любой образ, Какой они захотят, себя преобразить.
А о колдовстве Медеи он говорит так, словно это самая обычная вещь. Другие случаи из того же столетия, связанные с колдовством или ведовством (с целью завоевать чью-либо любовь или расположение, найти украденное, вызвать смерть с помощью куколок), ложными пророчествами, полтергейстом, одержимостью демонами, явлениями демонов во время бури, инкубами и их отпрысками, поклонением сатане и договором с сатаной, а также и с возможными примерами испытания водой будут рассмотрены в соответствующих разделах.
Француз, который жил в Англии и оставил выразительное описание падения Ричарда II, изложил некоторые пророчества, приписываемые Мерлину и Беде, в которых английская знать видела предсказания пленения и смерти короля, описывает англичан как людей, «природа которых такова, что они с полным доверием относятся к пророчествам, иллюзиям и колдовству и сами охотно к ним прибегают». «По моему мнению, – добавляет он, – это нехорошо, так как свидетельствует о недостатке у них христианской веры».