- ОКСФОРДСКИЙ университет, Англия. Первое упоминание – 912год.
- КЕМБРИДЖСКИЙ университет, Англия. Основан в 1209 году.
- СОРБОННА, Франция. Первоначально богословский колледж. Основан духовником французского короля Робертом де Сорбоном в 1257 году.
- РИМСКИЙ университет, Италия. Основан в 1303 году.
- ПРАЖСКИЙ университет, Чехия. 1348 год.
- КРАКОВСКИЙ университет, Польша. 1364 год
- ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ университет, Германия. 1386 год.
- ГАРВАРДСКИЙ университет, США. Первоначально колледж. Основан в 1636 году. Назван в честь Дж. Гарварда, завещавшего капитал колледжу.
- МОСКОВСКИЙ университет, Россия. 1755 год.
- КАЗАНСКИЙ университет, Россия. 1804 год.
Можно ли из этого сделать вывод, что тяга к образованию у русских меньше, чем у других народов? Забудем про англичан и французов, чья государственность более древняя, чем русская. Но чем объяснить, что университет в Москве открылся на четыреста лет позже, чем у чехов и поляков, чьи национальные государства сформировались примерно тогда же, что и Россия? И на сто лет позже, чем у американцев, чья государственность несравнимо моложе. Не потому ли, что у американцев, помимо тяги к знаниям, были еще умные капиталисты, тогда как в России, возможно, и была тяга к знаниям, но затянувшийся феодализм не позволял осуществить ее в полной мере?
Впрочем, это так, для затравки. На самом деле нас интересует другое. А именно принцип и цель образования. Суть в том, что российская система образования унаследовала от прежнего режима порок, от которого и не помышляет избавляться. Напротив, вроде как гордится им. Своей целью она преследует не столько научить молодых людей самостоятельно мыслить, сколько дать им максимально возможную сумму знаний, которые рискуют остаться мертвым багажом. Между тем мудрость не в том – как полагал Толстой, « чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны». Американская система образования, возможно, в чем-то и уступа российской, но она нацелена на то, чтобы развивать мышление и стимулировать самостоятельный поиск нужных знаний.
Россию погубила полунаука, утверждает философ Иван Ильин.
Предназначение высшей школы, по Ильину, в том, чтобы учить самостоятельному мышлению, предметному опыту и твердому знанию своих пределов. Научная культура, которую она воспитывает, подразумевает ответственную осторожность и скромность в суждениях. Преподавание в России, полагает Ильин, подобных целей перед собой не ставит.
Настоящая академия говорит человеку: « Смотри сам и думай сам». Это приучает к свободе мысли, тогда как готовое знание отлучает от нее. Самостоятельное исследование стимулирует поиск истины, а отсутствие такового формирует привычку бездумно пользоваться результатами чужого труда. Ко всему прочему чтобы воспитать свободно мыслящего индивида, нужно самому свободно мыслить, а нынешних преподавателей можно рассматривать как заложников системы, которая формирует нормативное мышление. Формальность образования и формализация учебного процесса – отличительные особенности российской высшей школы.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
В России, по Ильину, молодому поколению навязывается дедуктивное мышление, тогда как истинная наука начинается с индукции, непредвзятого наблюдения и исследования. Индукция в свою очередь подкрепляется интуицией, которая позволяет постичь суть явления посредством чистого созерцания. Интеллект и интуиция, согласно Бергсону, это независимые формы познания, которые, взаимно обусловливая и дополняя друг друга, осуществляют целостное восприятие мира. Известно, что образование в России – это формальное образование плюс самообразование. Но коли формальное образование подавляет стремление к знанию, самообразование перестает быть внутренней потребностью. Ильин убежден в том, что негоже строить жизнь народа и государства, убивая дух свободного исследования. На наш взгляд, собственно, нечего и убивать, ибо этот дух был напрочь изгнан из советского образования, и эту его особенность в полной мере унаследовала российская высшая школа. Несамостоятельность ума и в лучшем случае уверенное движение в пространстве чужой мысли – таков итог российского образования.
Помимо всего прочего, молодое поколение в России лишено жизненной карьеры. Кому-то это утверждение покажется смешным, и напрасно – Ильин, судя по всему, вкладывает особый смысл в слово жизненная и отличает эту карьеру от служебной. Жизненная карьеры по Ильину, есть служение своему народу и одновременно восходящий путь личностного развития. После того, как человек определиться в своем призвании, он осуществляет себя в своей деятельности, приобретает опыт, выдвигает идеи или изобретения, заслуги его множатся, и путь ведет его наверх. И при этом он сознает, что живет с народом и для народа, способствует его благу и благу государства. Однако многие ли в России могут сказать, что они ходят на работу ради удовольствия испытывать те высокие чувства, о которых пишет Ильин.