Кандидат, обладающий некоторыми познаниями в делах Азии, Африки или Латинской Америки, в настоящее время имеет очень ограниченные возможности продемонстрировать их в работе, носящей крикливое название XIX века «Экспансия Европы». Название, к сожалению, соответствует содержанию: от кандидата не требуется знать ничего даже о странах с примечательной и хорошо документированной историей, таких, например, как Китай и Иран, за исключением тех событий, которые связаны с попытками европейцев захватить их. Мне рассказали, что в Кембриджском университете читаются лекции по история России, Китая и Ирана, но не преподавателями исторического факультета.
Пять лет тому назад профессор, специализирующийся по Китаю, в своей вступительной лекции выразил убеждение, что «Китай нельзя изучать вне основного направления история». Это суждение историки Кембриджского университета пропустили мимо ушей. Книга, которую в будущем, может быть, будут рассматривать как один из крупнейших трудов, выполненных в Кембридже в последние десять лет, исследование доктора Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае» была написана не на историческом факультете и без какой-нибудь поддержки с его стороны. Это печальный факт.
Я бы не выставлял эти язвы на всеобщее обозрение, если бы не считал, что они типичны для большинства других английских университетов и английских интеллектуалов середины XX века. Заплесневелая, старая шутка о нашем островном положении во времена королевы Виктории «стоит разразиться шторму, и континент изолирован» ныне приобретает неприятный смысл. В окружающем нас мире бушуют штормы, а мы, англоязычные страны, сбиваемся в тесную группку и рассказываем друг другу на простом английском языке, что вот опять другие страны и континенты в результате своего необычного поведения изолируются от благ нашей благословенной цивилизации. Но иногда дело выглядит так, что мы в результате нашей неспособности или нежелания понять происходящее изолируемся от реальной действительности.