Не бывает никакого греха, есть только незрелость. Все грехи суть проявления нашей незрелости. И все же большинство жителей Запада всю жизнь испытывают стыд и чувствуют себя греховными, недостойными, злыми, порочными, неадекватными или испытывают – ощущение, что нечто должно было произойти, но не произошло. Если же мы научимся ясно и проведем четкие разграничения внутри своей психики в отношении этого материала, это вполне может изменить прочно укоренившееся в нас верование о собственной первородной греховности и избавить от чувства стыда, глубоко проникшего в наши умы и тела.
Представление о грехе, пропитавшее иудео-христианскую религию во всех ее формах, проникло также в современные духовные альтернативы этой религии и заразило ум западного человека. До тех пор пока мы не позволим подавленным частям своего существа, на которые навешен ярлык «греховности», подняться на поверхность сознания, мы остаемся рабами страха перед собственными импульсами и желаниями. Например люди все ждут что они сделаются сами, лишь по их желанию. Чтоб выиграть в лотерею надо купить билет. Лишь отважившись открыться навстречу теневым явлениям, мы можем обнаружить, из чего они состоят, какие более глубокие стремления выражают и какие возможности трансформации таят в себе.
Теоретик трансперсональной психологии объясняет, что почти неизбежным этапом жизни человека является определенная стадия развития эго, которую он называет «первичным подавлением», когда нарождающееся эго должно подавить осознание собственной подлинной природы, чтобы мог состояться следующий шаг на пути личностного развития. Именно это забвение своей подлинной природы и последующее самоотождествление с фальшивым «я» становится источником греха. И хотя такое подавление является обязательной стадией нашего развития, что большинство людей задерживаются на этом этапе намного дольше, чем необходимо, — иногда и на всю жизнь.
Таким образом, хотя первичное подавление поначалу является прискорбной необходимостью, а не достойным осуждения злом, со временем оно становится ненужным и неуместным препятствием на пути высшего развития эго. В какой-то момент первичное подавление начинает мешать встрече эго с его собственной высшей духовной почвой, — точнее, эго само себе мешает с ней встретиться при помощи первичного подавления. Иными словами, это явление становится инструментом, при помощи которого эго отвергает Бога.
Это становится грехом.
Первичное подавление само по себе становится грехом; и в результате этой психологической фрагментации эго ребенка начинает впитывать всевозможные невротические реакции окружающих. Именно в этом смысле можно сказать, что «грехи отцов падут на головы детей». Поэтому крайне важно спросить себя, что есть больший грех — тьма нашей тени или же ее подавление. С этой точки зрения можно воспринимать грехи как преступления подсознания — против нас самих и против Божественного. Есть лишь одна добродетель и один грех для души:
- добродетель — это когда она осознает Бога,
- а грех — когда не осознает.