Уроки священного писания

О наблюдении (вместо предисловия) Наблюдение – результат абстрагирования. Наблюдатель и наблюдаемое – не есть одно и то же: между ними должна быть граница. Иначе все сольется. Чтобы различить наблюдаемое, наблюдатель должен различить его границы, за которыми должно быть ненаблюдаемое. Итак, для того, чтобы происходило наблюдение должно быть минимум три элемента: наблюдатель, наблюдаемое и ненаблюдаемое. Уберем… Читать далее Уроки священного писания

Очерк 3. Теория эволюционного цикла

Содержание Четыре типа эволюционных фаз и три типа циклов изменения структурного уровня материи. Понятие о фазовом базисном отрицании. Общая закономерность изменения базисных отрицаний в эволюционном цикле. Периодизация фазы эволюционного цикла. Два потока перехода граничных базисных отрицаний. 1. Четыре типа эволюционных фаз и три типа циклов изменения структурного уровня материи В предыдущем очерке был сделан теоретический… Читать далее Очерк 3. Теория эволюционного цикла

Очерк 2. Начала онтологии как теории эволюции материи

“Только бытие есть, а небытия нет”. “Онтология – учение о бытии”. 1.  Онтология, несмотря на то, что это понятие все чаще встречается в философской литературе, кажется неким реликтовым предметом, возможно оттого, что в марксистской философии она была поглощена учением “о всеобщих законах развития природы, общества и мышления” и выделение ее в качестве особенной науки казалось… Читать далее Очерк 2. Начала онтологии как теории эволюции материи

Аритмология, Буддизм, Даосизм, Брахманизм, …

Введение Поскольку аритмология [1] является введением в онтологию и представляет собой теоретико-множественное учение о Бытии и Сущем, постольку надо посмотреть на ее взаимосвязь с известными мировыми онтологиями. Посмотреть в том смысле, что а не являются ли онтологические основания мировых философий, а то и религий, основаниями аритмологического учения о Бытии как о Всеедином Сущем. Поскольку если… Читать далее Аритмология, Буддизм, Даосизм, Брахманизм, …

Семь и один или семь = один?

Когда читаешь Библию, иногда встречается  текст, который вызывает недоумение, – кажется, что это место противоречит тому, что ты читал раньше. Более того: случается, что этот текст вызывает внутренний протест – он не вписывается в сложившуюся систему представлений. Но со временем начинаешь понимать, что эти места – самые ценные, поскольку побуждают думать, искать скрытый смысл. Размышления… Читать далее Семь и один или семь = один?

Мир и единица

Устройство Мира всегда волновало лучшие умы планеты, но ни один из них не дал человечеству четкого понимания строения и формы Мира. С самой ранней древности возникали различные теории о сущности Мира, о смысле существования человека, о том, как жить счастливо и избежать страданий. Почему никто не нашел единственного верного решения? Потому что каждый из них… Читать далее Мир и единица

Чего не знал Заратустра

Вместо вступления Я собираюсь полемизировать не с древним персидским пророком Заратустрой, а с его тезкой, созданным воображением Фридриха Ницше. С Заратустрой, который оказал столь сильное, почти магическое влияние на немецкую молодежь, шедшую сначала в Гитлерюгенд, затем в национал-социа­листы, Вермахт и СС. С Заратустрой-Ницше, которого советская пропаганда, и не только она одна, считают предтечей фашизма. Но… Читать далее Чего не знал Заратустра

Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества

Статья опубликована в журнале “Вестник МГУ” (серия “История”), 2005 г., № 4. Публикуется с разрешения автора. Творчество Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900) настолько фундаментально, насколько и многоаспектно. Но одной из важнейших тем для мыслителя был процесс общественного развития. И думается, именно для этой темы создавалась им вся теоретическая философская база. Данная статья имеет целью рассмотреть в… Читать далее Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества

Очерк 1. Концепция сознания вне основного вопроса философии

“…Марксизм требует видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках основного вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл…”. (“Философский словарь” Розенталя) Спрашивается, а какой смысл взаимоотношение сознания… Читать далее Очерк 1. Концепция сознания вне основного вопроса философии

Вперед от Канта (Сущность философского познания; движение и развитие философского познания в историческом процессе познания бытия людьми)

Обратим внимание на следующие высказывания Канта: “Чрезвычайно важно обособлять друг от друга знания, различающиеся между собой по роду и происхождению, и тщательно следить за тем, чтобы они не смешивались со знаниями, которые обычно связаны с ними в применении” [3, с. 686]; “Называя метафизику наукой о первых принципах человеческого знания, имели при этом в виду не… Читать далее Вперед от Канта (Сущность философского познания; движение и развитие философского познания в историческом процессе познания бытия людьми)