МЕТАФИЗИКА

Кембриджский философ, один из основателей и первый президент Общества психических исследований (ОПИ). Академическое положение Сиджуика, служило серьезной поддержкой для ОПИ, в первые годы его деятельности.

Генри Сиджуик родился 31 мая 1838 года в Скиптоне (Йоркшир, Англия). Отец будущего философа, его преподобие Уильям Сиджуик, глава Скиптонской грамматической школы, умер, когда сыну было три года, и мать одна воспитывала его вместе с тремя другими детьми. До поступления в Рагби (1852) мальчик посещал подготовительные школы в Бристоле и Блэкхите. В 1875 году он поступил в Тринити-колледж (Колледж Троицы) Кембриджского университета, чтобы изучать классические языки и математику.

Он сдал несколько экзаменов с отличием и после окончания университета в 1859 году был назначен на должность преподавателя Тринити-колледжа. Это место требовало, чтобы он объявил себя “правоверным членом англиканской церкви”, но им все больше овладевали религиозные сомнения. В 1869 году он подал в отставку, но Колледж создал для него должность лектора по моральным наукам. В 1883 году Сиджуик был избран почетным профессором (Knightbridge professor) моральной философии, и в этом звании он оставался до конца своей жизни. Среди его студентов были Артур Бальфур, Эдмунд Герни и Фредерик. У. Т. Майерс.

Интерес Сиджуика к психическим исследованиям и его участие в них были прочными и многолетними. Еще, будучи студентом, он вступил в Кембриджский клуб призраков, действовавший в Тринити. В 1860 году он впервые посетил сеанс с профессиональным медиумом; он назвал этого человека “совершенным обманщиком”, что, однако, не охладило его интереса к спиритическим феноменам. Майерс вспоминает, как в 1869 году во время “прогулки под звездами” он задал Сиджуику вопрос о том, не думает ли он, что “хотя Традиция, Интуиция, Метафизика не смогли решить загадку Вселенной, все же остается шанс, что надежное знание о Мире Невидимом может быть достигнуто посредством актуально наблюдаемых феноменов – призраков, духов, чем бы те ни были”. Сиджуик ответил утвердительно, и в 1874 году Сиджуик и Майерс вместе с Бальфуром, Герни и другими начали серию конкретных исследований.

Эта группа занималась со многими наиболее известными медиумами тех дней, однако результаты были обескураживающими. На многих сеансах ничего не происходило, а на других было выявлено или заподозрено мошенничество. Сиджуик посчитал весь этот предмет “тоскливым и разочаровывающим”. Но эти исследования оказались важными в другом смысле: благодаря ним он познакомился с сестрой Бальфура Элеанор, на которой и женился.

Сиджуика и Элеанор Бальфур объединяла не только страсть к психическим исследованиям, но и преданность делу образования для женщин. На средства Сиджуика в начале 1870-х годов были организованы специальные курсы для женщин, а в 1874 году он участвовал в основании Ньюмэн-Колледжа, первого женского колледжа в Кембридже, который в 1892 году возглавила его жена.

Не оставляющие иллюзий сеансы конца 1870-х годов вполне могли отодвинуть интерес Сиджуика к исследованию психического с первых позиций в его умственной жизни, если бы не усилия сэра Уильяма Барета – физика, проведшего ряд успешных экспериментов по телепатии. Барет способствовал созданию организации ученых и спиритуалистов, которая должна была заниматься серьезными исследованиями широкого круга психических явлений. Сиджуика пригласили стать первым президентом нового общества. После некоторых колебаний он согласился, и по его инициативе в общество вступили также Майерс, Герни и другие члены первоначальной группы.

Сиджуик был президентом ОПИ в 1882, 1883 и 1884 годах. В 1885 году он ушел в отставку (его место занял выдающийся физик Бальфур Стюарт), однако оставался редактором печатных органов общества. Затем он снова стал его президентом (сменив Стюарта) и оставался на этом посту с 1888 по 1892 год.

В 1884 году Сиджуик выступил с предложением о создании комитета для исследования медиумических претензий госпожи Елены П. Блаватской, сооснователя Теософского общества. Он работал в комитете в Лондонский период его деятельности и дал согласие на поездку Ричарда Ходжсона в Индию с целью более детального исследования этого феномена.

Сиджуик сыграл главную роль в организации Переписи галлюцинаций, проведенной между 1889 и 1894 годами, с тем, чтобы удостовериться в фактах, описанных в сборнике Phantasms of the Living (1885), и выступил первым автором доклада, напечатанного в “Записках” ОПИ в 1894 году.

Сиджуик принимал участие также в исследованиях феномена Евсапии Палладино, которые лишь подтвердили его прежнее недоверие к физическому медиумизму. На закате жизни он провел несколько сеансов с умственным медиумом Леонорой Пайлер, но хотя на него и произвело впечатление сверхъестественное знание, обнаруженное ею перед некоторыми его друзьями и коллегами, однако собственный опыт снова принес ему разочарование.

Сиджуик умер 28 августа 1900 года от рака, в доме деверя своей жены Джона Стратта (лорда Рэлея) в Терлинге (Эссекс).

Среди философских работ Сиджуика – «Методы этики” (1874), “Начала политической экономии” (1883) и “Практическая этика” (1898).