MATEO CEPECO МЛАДШИЙ
(1635, Бургос – 1685, Мадрид)
Ессе Homo
Холст, масло, 98 х 75 см.
Справа внизу подпись: Matheo Cerezo.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1819 году из собрания Э. Бурке в Лондоне.
Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 12; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Еосударственный Эрмитаж, 1969, № 13.
Картина, обнаруживающая влияние искусства А. ван Дейка, написана во второй половине 1660-х годов. По композиции и колориту она тяготеет к фламандской барочной живописи, а пафос и сентиментальность сближают ее с произведениями на религиозные темы испанских мастеров второй половины XVII века. Блестящий колорит Сересо сформировался под влиянием не одной лишь фламандской школы; он свидетельствует о том, что художник был основательно знаком с полотнами венецианских живописцев, находившимися в королевских коллекциях, прежде всего, Тициана. Известно несколько вариантов будапештской картины. В 1843 году на аукционе собрания Агвадо в Париже продавалась картина на эту тему, приписывавшаяся Сересо; небольшой эскиз (34,5 х 24,3 см), исполненный, возможно, кистью самого мастера, находится в Галерее Академии художеств в Вене; наконец, не так давно третий вариант картины приобрел для своей коллекции у частного владельца в Гранаде профессор М. Ороско. Другие, сходные по типу с будапештской, работы Сересо: две «Кающиеся Марии Магдалины», одна в 1661 году (Амстердам, Государственный музей), вторая в 1668 году (собрание Чернина) и, выполнены в таком же позднебарочном духе.