МАСТЕРСКАЯ ВЕЛАСКЕСА – Портрет инфанты Маргариты Тересы

Портрет инфанты Маргариты Тересы

МАСТЕРСКАЯ ВЕЛАСКЕСА

Портрет инфанты Маргариты Тересы (ок. 1655 1бб0)

Холст, масло, 121 х 107 см.
В верхних углах холста старые надшивки.

Поступила в Музей изобразительных искусств в 1934 году. Была среди художественных ценностей, переданных Венгрии из коллекций венского двора на основании венецианского соглашения 1932 года. Ранее находилась в Художественно-историческом музее в Вене. Выставки: «Выставка предметов, переданных Венгрии из венских собраний», Будапешт, Национальная галерея, 1933, № 149; «Новые поступления», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1934, № 8; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 52; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 15.

В изображении девочки инфанты в зеленом парадном одеянии зрителя поражает прежде всего контраст между хрупким белокурым ребенком со слегка испуганным взглядом и пышностью взрослого роскошного бархатного платья, расшитого золотом и серебром. Портрет отличается тонкой цветовой гармонией, свидетельствующей о большом колористическом даровании художника, и чрезвычайно удачной передачей облика задумчивой девочки, невидящими глазами смотрящей прямо перед собой. Его приписывали прежде то Хуану Карреньо де Миранде, то Хуану дель Масо. Но глубокое изучение вопроса об авторстве побуждает разделить мнение Лопеса-Рея (1963, стр. 109, 258), видящего в нем копию, выполненную в мастерской Веласкеса одним из его помощников, вероятно – Масо.

Инфанта Маргарита Тереса родилась в 1651 году; она была дочерью испанского короля Филиппа IV и его второй жены Марианны Австрийской. В 1666 году в пятнадцать лет ее отдали в жены Леопольду I, императору австрийскому и королю венгерскому. По свидетельству Паломино Филипп IV, получив весть об обручении своей дочери от первого брака инфанты Марии Тересы и короля Франции Людовика XIV, распорядился послать венскому двору портреты дона Фелипе Просперо и инфанты Маргариты, написанные в 1659 году Веласкесом. Эти великолепные портреты и сейчас еще хранятся в Художественно-историческом музее в Вене. Картина с изображением инфанты – очевидно, по эскизам и, по всей вероятности, под наблюдением самого Веласкеса – была затем повторена. Этот вариант и оказался впоследствии в собрании Музея изобразительных искусств в Будапеште. На венском портрете инфанта представлена в голубом, на будапештском – в зеленом бархатном платье. Инфанта Маргарита Тереса изображена – в центре композиции – и на знаменитых «Менинах» Веласкеса, написанных в 1656 году.