МАРДЖЕРИ

Больше известная под псевдонимом “Марджери”, эта женщина-медиум находилась в центре внимания. Она считается одной из самых противоречивых фигур в истории исследований в области психики. Ее приверженцы яростно отстаивали мнение, что Марджери – величайший медиум всех времен и народов. Оппоненты называли женщину обманщицей и считали виновной в том. что научные исследования в области человеческой психики в Америке чуть было не прекратились.

Мина Крэндон родилась в 1888 году на ферме в провинции Онтарио и переехала в Бостон в 16-летнем возрасте. Несколько лет спустя она вышла замуж за бакалейщика Эрла П.Рэнда, У нее родился сын, и все считали семью вполне счастливой до тех самых пор, пока судьба не столкнула женщину с хирургом Ле-Руа Годдардом Крэндоном. Она развелась с Рэндом в 1918 году и вскоре вышла замуж за Крэндона. У него это был уже третий брак.

Ничто в прежней жизни Мины не говорило об ожидавшем ее необычайном повороте в судьбе. Кстати говоря, то же самое можно сказать и о целом ряде других медиумов (см. Гарретт, Эйлин Дж.: Пайпер, Леонора). Ее интерес к вопросам психики возник под влиянием мужа. В свою очередь, последний, увлекся психическими исследованиями после встречи с сэром Оливером Лоджем и чтения работ Уильяма Джексона Кроуфорда. Находясь под впечатлением от увиденного в домашнем кружке Кроуфорда, Ле-Руа Крэндон решил организовать свой кружок. Когда собранной им в мае 1923 года группе удалось столоверчение, Крэндон предложил покидать комнату по одному для того, чтобы выяснить, кто именно, из присутствовавших, сумел добиться столь необычного эффекта. Люди выходили, один за одним, однако столоверчение продолжалось. Наконец, наступила очередь Мины. Она покинула комнату и вернулась туда уже под гром аплодисментов.

Скорее всего, сама женщина была удивлена, т.к. за несколько дней до сеанса экстрасенс сказал ей, что она обладает несомненным медиумическим даром. Тот же экстрасенс сообщил Мине, что при установлении контакта с ней он видит “смеющегося молодого человека”, описание которого походило на ее брата Уолтера. Сестра и брат поддерживали очень тесные отношения друг с другом, но за пять лет до описываемых событий Уолтер погиб в результате железнодорожной катастрофы. Именно ему суждено было стать в дальнейшем духом-“хозяином” Мины во время сеансов в ее домашнем кружке, и эта довольно остроумная личность прославилась на весь мир.

Первое из целого ряда исследований, в ходе которых изучался феномен Мины Крэндон, организовали в июле 1923 года выпускники и профессора Гарвардского университета, в том числе Гарднер Мерфи и Уильям Макдугалл. Эти опыты закончились довольно-таки печально: Макдугалл потребовал (впрочем, безуспешно) от Мины признаться в совершаемом мошенничестве. Такой оборот событий мог вообще поставить жирный крест на серьезных исследованиях медиумизма в Америке, если бы не конкурс, организованный при спонсорской поддержке журнала “Сайентифик эмерикен” (Scientific American).

Этот конкурс придумал Дж. Малколм Берд, работавший в то время заместителем редактора журнала. Два денежных приза, по 2500 долларов каждый, были приготовлены Для победителей, причем один из них предназначался за лучшую фотографию, связанную с психическими явлениями, а другой – за наиболее убедительную демонстрацию физического медиумизма. Жюри конкурса состояло из пяти человек, связанных, так или иначе, с исследованиями в области человеческой  психики – Уолтера Франклина Принса, считавшегося тогда наиболее видным американским специалистом по вопросам подобного рода; Хируорда Каррингтона, популярного автора статей по паранормальным явлениям; Гарри Гудини, знаменитого фокусника; Даниэля Ф.Комстока, благодаря которому кино стало цветным; и упоминавшегося выше Макдугалла. Берд ограничился функциями секретаря жюри.

Инициатива “Сайентифик эмерикен” имела большой резонанс в американской прессе, однако результаты были сродни фиаско. Примерно через год после начала конкурса Гудини со скандалом вышел из состава жюри. По его мнению, Крэндоны устроили целую кампанию, пытаясь убедить всех, что фокусник предвзято относится к ним. Гудини обвинял остальных членов жюри в том, что те не хотят замечать совершенно очевидного надувательства. Тем не менее, четверка продолжала посещать сеансы Мины Крэндон еще в течение шести месяцев, после чего все они, за исключением Каррингтона, присоединились к мнению Гарри Гудини. Поскольку решение принималось большинством голосов, то конкурс объявили завершенным, и призы так и не обрели своих владельцев.

Псевдонимом “Марджери”, под которым Мина Крэндон выступала всю оставшуюся жизнь, она обязана Берду. Он использовал его в статьях, опубликованных в “Сайентифик эмерикен”, а также в своей книге “Медиум Марджери”

 Последняя, представляет собой популярное изложение вопросов, связанных с медиумизмом, и написана в очень благожелательной по отношению к Крэндонам манере. Марджери имела множество поклонников, в том числе и в Американском обществе психических исследований (АОПИ). Принс, являвшийся официальным представителем Общества, не относился, впрочем, к числу ее приверженцев, и когда Берд попытался опереться на авторитет имени Принса, тот не согласился. Дело кончилось тем, что Принс возглавил Бостонское общество психических исследований, ставшее в некоторых вопросах конкурентом АОПИ.

Следует сказать, что именно АОПИ в тот период, когда Берд являлся его функционером, курировавшим исследования, стало основным покровителем Марджери. Берд и несколько других членов правления регулярно посещали сеансы Мины Крэндон. Сотни страниц выпусков “Журнала Американского общества психических явлений” и “Трудов Общества” были посвящены вопросам медиумизма. Функции редактора этих изданий сначала выполнял сам Берд, а потом – Фредерик Блай Бонд.

Несмотря на защиту АОПИ, подозрения в мошенничестве сопровождали Марджери всю ее жизнь. В 1930 году Берд подал в отставку, признав, что с самого начала знал об обмане и трюках. Тем не менее он продолжал защищать медиумизм, считая, что там. несомненно, присутствуют действительно паранормальные аспекты. Некоторое время спустя Бонд сообщил еще об одном своем разочаровании в “чудесах Марджери”. Причиной этого послужили отпечатки большого пальца, которые, как утверждала женщина-медиум, принадлежали ее брату Уолтеру. Как выяснилось, на самом деле их оставила рука дантиста Мины Крэндон.

Говорят, уже на смертном одре Марджери подверглась настойчивым расспросам Нандора Фодора, пытавшегося выяснить, что в ее искусстве относилось к области трюков и как именно она их осуществляла. Утверждают, что женщина послала Фодора ко всем чертям, сказав с некоторым лукавством в голосе: “Почему бы вам самим не догадаться? Вы будете ломать голову… всю свою жизнь”.

Может быть, эта история является апокрифом, но она очень точно передает всю пикантность “случая Марджери”. В наши дни довольно авторитетные специалисты считают, что в сеансах Мины Крэндон, несомненно, присутствовали подлинные паранормальные психические явления, однако теперь не представляется возможным отделить зерна от плевел.

Складывалось впечатление, что чета Крэндонов получает наслаждение от этой игры в “кошки-мышки” и что их единственная цель заключается в том, чтобы утереть нос всем исследователям без исключения. Что бы ни говорили о неординарности личности Уолтера, Мина и сама являлась весьма шаловливой натурой. К примеру, Марджери не останавливалась перед тем, чтобы проводить сеансы в обнаженном виде (при этом комната, разумеется, оставалась темной). Поговаривали также, что не раз и не два она заводила романы с теми, кто намеревался изучить подробнее ее медиумический дар.

Давно ожидавшееся всеми слияние АОПИ и Бостонского общества произошло уже после смерти Дж.Крэндона и незадолго до смерти Мины, последовавшей 1 ноября 1941 года.