Ранее были рассмотрены на основании предания теоретические и оккультные знания; благодаря методу изложения, присущему Магии, все эти науки вместе взятые для лиц, с ними мало знакомых, представляют гипотезу, требующую проверки посредством опыта и наблюдения. Об этой проверке теперь и будет речь; операции, при помощи которых она производится, составляют Магическое искусство или собрание оккультных операций.
Для мага, магическое искусство имеет более широкое значение
Оно служит не только для подтверждения теорий, относящихся к невидимым мирам, но имеет целью утилизировать эти теории для расширения могущества человека.
Действительно, цель, которую предание приписывает магическому искусству, заключается: В нахождении точек соприкосновения и связи между человеком и существами, стоящими выше человечества;
В открытии законов, управляющих человеческим существом, и в обучении его согласованию своих поступков с волею этих высших существ; и, наконец, в призывании помощи этих последних для выполнения земного назначения человека.
Но, стремясь к общению с высшими существами человек встречается также с низшими, нередко более сильными, чем он, и, во всяком случае, более или менее враждебными к его деятельности. Кроме того, человек подвергается искушению единственно для удовлетворения своих эгоистических страстей злоупотреблять властью, которую природа и практика могут ему дать; хотя такое заблуждение всегда приводит к верной и страшной гибели. Итак, практическая Магия представляет опасности для жизни или же приводит к заблуждениям, о которых уже была речь по поводу того, какой магии, белой или черной, он будет следовать. Религиозный характер магического искуства выступает на практике еще более, чем в теории; впрочем, он содержится и в самом определении Практической Магии.
Техническое знание, долженствующее предшествовать всякому другому в магическом искустве, есть знакомство со средою,. образующей невидимое; с существами и силами, которые предстоит встретить экспериментатору. И потому при посвящении учитель заботится о том, чтобы познакомить с ними ученика, лично руководя им после его вступления в новый мир. Об этой среде и ее существах уже говорилось в предыдущих главах, но лишь в виде общей характеристики; теперь надлежит заняться специально описанием областей, соседних с землей, в центре которых она находится.
Лица, по их словам знакомые по опыту с этими областями, описывают их в виде концентрических слоев, составленных из веществ, подобных тем, которые входят в состав человека, и в той же постепенно возрастающей плотности, то есть из астральной (или нервной), психической и ментальной материй. Вот почему мы можем сообщаться со всеми этими областями подобно тому, как приборы посылающий и принимающий в беспроволочном телеграфе сообщаются между собою на значительном расстоянии единственно в силу подобия вибраций электрических волн.
По ту сторону земных областей простираются области эфирные – несравненно более тонкой конструкции, чем земное вещество; Солнца, в них вращающиеся, более близки к строению нашей Земли; однако все-таки, они состоят из вещества более легкого, чем земное, но менее тонкого, чем эфир.
Практическое описание областей далее нашей солнечной системы не представляет необходимости, по крайней мере, для предмета нас занимающего, тем более что эти области малодоступны для большей части учеников.
Существа, населяющие эти области, принадлежат к тому же разряду как и материя, в которой они живут, потому что между различными материями (то есть более или менее тонкими), составляющими Космос, не может быть никакого смешения; поэтому, никакое существо не может проникнуть в другую область, не сбросив с себя всю материю более грубую, чем эта область. Человек, например, не может проникнуть в астральную область, не освободившись от своего физического тела. В этой последней области (астральном плане) встречаются вихри и страшные существа невидимого мира, потому что там вырабатывается все, чему предстоит проявиться на Земле; здесь все находится в космическом брожении, то есть в чрезмерном развитии сил и инстинктивных страстей, со всем жаром сильнейшей и неукротимейшей из страстей – желания жить в материи и вполне в ней проявиться.
Здесь не место входить в подробное описание этих областей невидимого, их жителей и действующих в них сил; достаточно указать на необходимость такого описания, называемого космографией невидимого.
Получив понятие о среде, с которою он вступает в сношение, маг должен отдать себе отчет в том, какие возможности заключаются в нем самом для общения с этой средой, с существами, в ней живущими, с ее силами, – о том, что он может ожидать от такого общения, как он будет там держать себя, как защищаться от окружающего или утилизировать его.
Биологические разъяснения, данные в предыдущих главах о строении человека (гл. П), необходимы для этого нового исследования, но они недостаточны сами по себе. Теперь необходимо применить их специально к обращению с невидимым миром в двух различных направлениях с тем, чтобы приобрести необходимые сведения, и обратно, с тем, чтобы действовать там активно на материю и посредством материи, как мы действуем в нашей нормальной жизни. Эта практическая наука заключает четыре главных отдела.
Развитие сверхфизических чувств: ясновидения, яснослышания, интуиции и проч.
Животный магнетизм, о котором была уже речь в предыдущих статьях.
Воздействие воли на различные части невидимого и особенно на космические силы, на од, о котором выше говорилось как о душе вселенной.
Наконец, развитие ауры, требующее дополнительного разъяснения. Известно, что всякая материя проникает в другую, более грубую, чем она, чему мы повсюду видим примеры. Человек, как уже было сказано, состоит из ряда материй различных плотностей, расположенных концентрически таким образом, что более тонкие находятся внутри. Эти тончайшие материи (дух, душа, астрал) пропитывают физически тело и даже излучаются вокруг него; но так как назначение тела заключается в том, чтобы сохранять их, то воля, даже инстинкт, сдерживают это излучение в очень тесных границах вокруг тела. Это излучение нашей внутренней тончайшей материи сквозь физическое тело и называется аурой.
Она подвижна, и человек, инстинктивно съеживаясь под влиянием внезапного страха или при сильном отвращении, быстро втягивает ауру в тело. Напротив, всем известно ощущение, вызываемое радостью и симпатией, получившее название светлая радость.
Отсюда понятно, какие разнообразные влияния частичное или общее выделение ауры может оказывать на соответствующую материю, то есть, по отношению к невидимому; точное знакомство с этим представляет, следовательно, большой интерес. Такой же интерес заключается в знании того, как воля может управлять частичным или полным выделением и поглощением человеческой ауры.
Наконец, есть еще одна возможность, еще один предмет для изучения, прежде чем приступить к различным магическим операциям; именно, возможность изолировать разные части организма таким образом, чтобы оставить только одну с сознательной жизнью, или же возможность для человека освободиться, подобно сбрасываемой одежде, от одного или нескольких его тел с целью проникнуть в область материи, соответствующую оставленному при себе телу, или, по крайней мере, лучше почувствовать эту область.
Первая из этих наук есть наука о снах, высшую степень которых представляет экстаз; развитие высших чувств (более утонченных) представляет низшую ступень этой науки. Вторая наука (о выделении астрального тела) требует не только руководства, но и присутствия учителя, или, по крайней мере, просвещенного товарища, способного предохранить организм от несчастных случаев, которым он подвергается в этой частичной смерти.
Все эти четыре исследования должны бы обозначаться одним общим названием, так как все вместе представляют пользование человеком как орудием в сношении с невидимым миром; однако же, они не имеют общего наименования, их просто называют животным магнетизмом, развитием ауры, наукой о снах, выделениями астрального тела (хотя выделение не всегда ограничивается этим телом).
Излишне упоминать, что, за исключением магнетизма, все эти практические занятия соответствуют более высшим степеням посвящения. После этих предварительных сведений можно перейти к обзору операций, сопровождающих сношения человека с астралом.
Они разделяются естественным образом на четыре главных класса, соответствующих нашим существенным представлениям о вселенной, смотря по тому, вступает ли практикант в сношение с природой, с человеком, с космосом или с миром божественным.
Кроме того, он может ограничиться наблюдением существ и вещей исследуемого мира, или же будет оказывать на них личное влияние; в таком случае получаются еще новые подразделения.