Луи Жамо
Золотая лестница
1854
Картон. 114 × 144 см
Лион, Музей изящных искусств
Между 1836 и 1881 годами Луи Жамо создал единственный в своем роде художественно-поэтический цикл под общим названием «Поэма души», состоявший из 18 полотен, 16 рисунков и более 3000 стихов. Хотя творению Жамо не достает выразительной силы, оно представляет интерес как своеобразное романтическое «синтетическое произведение искусства», предвосхищающее синтетическое мышление художников-символистов. (Как и для Жамо в его «Поэме души» для цикла будет характерно попеременное использование различных художественных форм и параллельная разработка одной темы в самых разных жанрах и видах искусства.)
Источником вдохновения для Луи Жамо служили живопись Рафаэля и произведения назарейцев, с которыми он познакомился в Риме.
У Жамо, как и у назарейцев, доминируют религиозные темы и композиционные схемы, заимствованные из ренессансной живописи. Подобно английским прерафаэлитам, Жамо живопись и поэзию рассматривает в тесном единстве, и в работе над циклом его воодушевляет стремление построить новый мир символов и эмоций. Центральный образ цикла – временами распадающаяся пара фигур, наделенных признаками андрогинии; в них воплощена схема развития человека, путь к просветлению, ведущий через всевозможные искушения. Композиционное решение «Золотой лестницы» роднит ее с произведениями Блейка и назарейца Шнорра фон Каролсфельда. Картину на аналогичную тему позднее напишет и Берн-Джонс (1880). У Жамо библейский сюжет становится носителем мистических прозрений самого автора; лестница Иакова, соединяющая земную и небесную сферы, является в сновидении двум фигурам на переднем плане, изображенным спящими.