Основатель Покровского 1413 г., а затем и Кадниковского монастырей – Дионисий Глушицкий – вел длительную борьбу за место для своего монастыря. В конечном счете, ему удалось попросту согнать с места расположившегося поблизости от него инока Павла, а затем и другого преподобного – Григория Пелшемского.
Преподобный Киприан, о котором не сохранилось почти никаких сведений, основал, было, небольшой монастырь при впадении Свири в Ладожское озеро. Его отшельнический подвиг вскоре был „прекращен” иноком Александром, за которым стояла сила Валаама. У Киприана поддержки не было. В итоге на Свири вырос новый монастырь преподобного Александра Свирского, монастырь, вскоре захвативший власть на огромной территории.
Бывало всякое. Случалось, что монахи темной ночью шли в соседнюю обитель, чтобы выкопать и выбросить вон тамошние чудотворные мощи. Цель – лишить обитель – конкурента небесного заступника и земных доходов. Кощунство? Это как сказать – религиозное сознание в таких случаях отличалось завидной широтой. Святость выброшенных мощей отрицалась, монахи – конкуренты обвинялись в сатанинском обмане, а те, кто в действительности осквернил могилу, выглядели весьма благочестиво, по крайней мере, в собственных глазах и всегда – в собственных молитвах. В случае неудачи знак их богоугодного деяния менялся на обратный, и приходилось тяжко отвечать за богохульство.
Внутрицерковная борьба все же не самая большая опасность для нового монастыря. Между собой будущие кандидаты в святые, в конце концов, договаривались. За счет крестьян. А вот крестьяне, „черный люд”, представляли самую большую опасность для иночества. В житиях святых, в документах XV – XVII веков есть устоявшаяся формула недовольства пустынниками: „…при дворах наших чернецы вселяются да обладают нами”. Инок Симон получает жалованную грамоту на земли своему монастырю на реке Кичменге от богомольного Алексея Михайловича. Это владение на 10 верст в округе от его „кельицы убогой”. И леса и земли – крестьянские. Крестьяне просят не отнимать земли, просят у Симона жалованную грамоту. Монах грамоту не отдал. Крестьяне, подумав, собрались и сожгли келью, а самого Симона убили.
„В непроходимой пустыни” меж сел и деревень основал в 1540-х годах монастырь Адриан Пошехонский. Его поддерживал сам митрополит Макарий, но опять же крестьянский мир роптал – земли – то были его. Спорили о границе мужичьих земель и меже между пашней монастыря и крестьянской. Жаловались в Москву. Не помогло. И несогласные с разделом земель крестьяне убили Адриана. Тело его бросили на спорной меже. Монастырь же прекратил свое существование.
Сообщение жития Антония Сийского о беспокойстве крестьян: „сей старец совладеет селами нашими…”. Антония крестьянам поначалу удалось изгнать. Таких фактов множество. Мир редко оставался в бездействии, и протест его принимал формы открытой борьбы.