Непрерывность популярной традиции вмешиваться в естественное течение беременности, которая не зависела от Реформации и преследований на континенте в XVI столетии, хорошо иллюстрирует баллада «Дама Вилли». Жена Вилли была не по нраву его матери, «злой ведьме самого поганого сорта». При помощи злых чар она не дает невестке родить: девять ведьминых узелков в локонах леди, гребни заботы в ее волосах и т. д., и вот уже дама не может разрешиться от бремени. Тогда Слепой Билли, услужливый домашний гоблин, подсказывает Вилли, как противостоять ведьме: нужно сделать воскового младенца и пригласить ее на крестины. Мать в гневе восклицает:
Кто развязал девять узлов.
У жены твоей в волосах?
и далее в том же духе, выдавая тем самым черный замысел. Вилли разрушает чары, и «вот у него уже малютка-сын».
«Дама ВИЛЛИ» – шотландская баллада, но точно такой же сюжет сохраняется и в многочисленных скандинавских версиях, и в сказках из Италии, Германии, Шотландии и других стран, включая и классическую легенду о рождении Аполлона.
Страдания Латоны, согласно гимну Гомера, длились девять дней и девять ночей по злому произволению Геры, пока, наконец, Илифии не было позволено облегчить их. Больше подробностей содержится в сообщении Овидия о рождении Геркулеса. Здесь Люпина, подкупленная Юноной, садится у дверей Алкмены, положив колено правой ноги крест-накрест на колено левой и переплетя пальцы рук. Наконец Галантида заподозрила недоброе и обратилась к незнакомке с просьбой пожелать Алкмене счастливого разрешения от бремени; та подскочила на месте, ноги и пальцы ее разомкнулись, и в ту же минуту на свет появился Геркулес.
Рассказ Овидия почти полностью приводится и в «Метаморфозах» Никандра во II в. до н. э. У Павсания, Плиния и Апулея можно отыскать и другие детали. Очевидно, что греческая Илифия в этом мифе выступает в роли ведьмы-повитухи, которая при помощи оккультных средств может способствовать родам или задерживать их, точно так же, как и современная женщина той же профессии.