Исход евреев из Египта, «Я услышал вопль их. И выведу их из Египта в землю где течет молоко и мед», Исход 3:7-8. Вмешательство Бога стало решающим моментом в Библии, и один человек был избран Им чтобы вывести евреев из Египта, через расступившиеся воды Красного моря, в землю обетованную. Археологи долго искали реальное подтверждение этой истории. Что стало причиной десяти казней? Не оставило ли Красное море каких либо следов? Где находится гора Синай? И кем был Моисей? Постепенно появлялись новые свидетельства, истинность истории Моисея, некогда существовавшие места, и конкретные люди, стоящие за страницами самого известного повествования в мире. В книге Исход говорится: «наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли египетской» Исх.12:17. История исхода на протяжении веков, многократно пересказывалась, это основа иудейской веры, иудеи, христиане и мусульмане, все они считают Моисея отцом основателем монотеизма, вера в одного единственного Бога.
Исследователи более ста лет искали доказательства Моисея и самого исхода, и лишь не так давно новые находки принести подтверждение библейской истории. По началу археологические изыскания шли не очень хорошо, и не оправдывали вложенных средств и усилий. В Библии говорится о том, что прежде чем попасть в землю обетованную все шестьсот тысяч сынов израилевых, сорок лет бродили по Синайской пустыне. Передвижение такого количества народу должно было оставить свой след. Ведь даже не большие кочевые племена вроде бедуинов не могут не оставлять следов, археологи находили остатки пищи в виде обуглившихся костей животных и черепков, которые могут храниться тысячелетиями. Но не было найдено ничего подобного с массовым исходом евреев, в результате некоторые специалисты поспешили сделать спорное заключение. Если вы ведете раскопки в Египте, и не находите никаких останков которые могли бы быть связаны с израильтянами, то никаких израильтян там и не было.
Был ли пророк Моисей
За сто пятьдесят лет, археологических изысканий в Египте, не было обнаружено никаких следов пребывания израильтян. Если же в Египте никогда не было евреев, как заявляют скептически настроенные ученные, то и рождение Моисея, и десять казней, и расступившиеся воды Красного моря, и даже десять заповедей, ничего этого не было. Тогда откуда взялась вся эта история? По мнению некоторых ученных, все это было сложено еврейскими писцами, в теологических целях, и записано в истории Израиля гораздо позже, примерно между III и VII веками до н.э. Но отсутствие археологических доказательств может быть объяснено и иначе, например трудностью раскопок в регионах упомянутых в Библии. И один из таких регионов, это Синайская пустыня, или Синайский полуостров, здесь у вершины одной из гор, открывается система пещер, которые некогда являлись шахтами где добывали бирюзу. Эти шахты, вырубали рабы со всех уголков Египта, и некоторые из них были явно не египтянами, а скорей семитами, а возможно и евреями.
Здесь, в пещере, ученные обнаружили надписи на семитском языке, от которых произошел иврит, возможно в создании этих шахт принимали участие и евреи. Скептики утверждали что истории о Моисее верить не стоит, потому что она была написана гораздо позже. Но большое количество надписей найденных на горе, сделанных рабами заставляет ученных учитывать уникальную возможность. Считалось что евреи были не грамотными, но здесь мы видим совсем другое, и если простой рабочий может выбить свое имя на камне, то это означает что евреям не составляло труда записывать все что имело для них значение. Открытия на горе Сирабит, возродили новые надежды среди исследователей Библии. Если же израильтяне были в Египте, и если же они умели писать, то это может означать что история Моисея является правдой? Эта история начинается в дельте Нила, где было достаточно воды и пищи, и где поселилось большинство израильтян, по мере благоприятных как природных так и экономических условий количество их умножилось.
Но как сказано в Библии, это обеспокоило фараона, и он решил поработить их. Скептически настроенные ученные, говорят о том что нет никаких свидетельств того что евреи рабы жили в дельте Нила, и это правда. Но излагая эту историю, Библия добавляет одну деталь, о жизни в дельте, которую поздние писцы, сочинявшую её в Иерусалиме не могли знать. Хоть земледельцы в дельте Нила уже давно не рабы, жилища они строят традиционным способом, из глины, воды и соломы, это обычный строительный материал для дельты, но не для Иерусалима. Если-бы еврейский писец, живущий в Иерусалиме не имел свидетельств очевидцев, то он бы описал то как строятся дома из камня. Но и это не является достаточно убедительным доказательством, ведь мы знаем что жители Ближне Восточных регионов довольно часто совершали переходы через Синай в Египет и обратно. Но в Библии говорится о том что кирпичи из глины делались для строительства городов фараона.
Но есть ли доказательства существования городов под названием Пифом и Рамсес? В современном Египте нет городов с такими названиями. Но в библейские времена, жил фараон, по имени Рамзес II, который правил между 1290 и 1224 годами до н.э. В египетских хрониках говорится о том что Рамсес, построил себе столицу в дельте, и назвал её «Дом Рамсеса». В начале XX века, археологи начали искать останки великого города. Позже в тридцатые годы, археологи вели раскопки в Танисе, на северо-востоке дельты, и кажется нашли то что искали. Не ужели это и есть город который построили евреи? Руины впечатляют, статуи и надписи относятся к периоду правления Рамсеса II. Но возникла лишь одна проблема, а именно, даты расходились минимум на столетие. Фрагменты домашней утвари показали что город был основан в 1100 году до нашей эры, и к этому времени евреи уже покинули Египет, и обосновались на земле обетованной.
К тысяча сотому году, евреев не могло быть в Египте, археологи были озадачены таким поворотом истории. Но решение данного парадокса, произошло от геологического изучения дельты, оно и показало одно ответвление Нила, которое пересохло, в XII веке до н.э. возможно, что столица Рамзеса изначально стояла в этом русле Нила, но когда оно пересохло, то и гавань исчезла, поэтому и город перенесли в Танис, где была гавань. Но возникает вопрос, где тогда размещалась первоначальная столица? И информация появилась когда местные жители, привезли археологов к весьма необычным остаткам обнаруженным в центре их полей, на расстоянии пятидесяти км. от Таниса. Крестьяне наши две огромные ступни которые являлись остатками статуи, а рядом находилось основание колонны. Надписи говорили о том что это часть храма Рамсеса II, может быть это и есть то место города для запасов построенного евреями?
Археологи начали раскопки в этом районе, они обнаружили фундаменты храмов, дворцов и зданий, и создали карту района площадью в пять тысяч гектаров. Раскопки проходили на территории города который сначала назывался Аварис, а затем Дом Рамсеса. И если в Библии описана правда, то именно здесь а не в Танисе евреи построили Рамсесу город для запасов. Но точна ли Библия в историческом смысле? Сам факт того что столица Рамсеса позже оказалась покинутой и перевезена в Танис, подтверждает её правоту. В Библии говорится, что Фараон видя как увеличивается численность евреев, велел убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Но одной матери удалось спрятать своего новорожденного младенца, а затем отправить его в тростниковой корзинке по Нилу. Этого ребенка нашла дочь фараона, которая взяла его и вырастила во дворце. Моисей вырос при дворце фараона, но как говорит Библия не забыл своего происхождения.
И вот однажды он увидел, как египетский надсмотрщик бьет еврея, осмотревшись по сторонам, Моисей убил египтянина.
Но опасаясь за свою жизнь, пророк Моисей бежит в пустыню.
Именно здесь, в пустыне Моисей видит горящий но несгораемый куст, и впервые слышит голос Бога. Этот эпизод, знаменует драматический поворот в истории, избранный Богом, своим единственным пророком, Моисей, станет отрицать египетский политеизм и станет проповедовать то что Господь сынов Израилевых единственный Бог. Но многие исследователи Библии оспаривают этот эпизод, утверждая что идея веры в единого Бога была слишком продвинутой для времен Моисея. Более реально было-бы предположить что монотеизм расцвел гораздо позже, тогда когда иудаизм стал утвержденной религией. И тут именно археология доказала то настолько ошибочным является такое представление. В центре Египта, в районе, именуемом ныне Амарна, археологи раскопали останки еще одного затерянного города, который датируется XIV веком до н.э.
Здесь находился центр революционного культа потрясшего Египет до глубины основ. Его построил фараон по имени Эхнатон, в те времена, религией Египта был политеизм. Но по какому-то озарению, и по ныне называемому безумием, Эхнатон выступил против политеизма осквернив надписи и изображения старых египетских богов. А вместо них, царь еретик, утвердил культ поклонения Солнцу, как единственному истинному Богу. Это стало первым, зафиксированным выражением монотеизма. И в этой связи Эхнатон выстроил новую столицу, с храмами посвященными культу солнца. Но есть и другие параллели между идеями Эхнатона и Библией. В одной из гробниц, окружающих город, был найден гимн богу Солнцу, сочиненный лично Эхнатоном, строки гимна, поразительно похожи на стихи их 104 псалма Библии: «о живой Солнечный Диск, ты прекрасен, велик и сияющий. Когла твое движение замирает, земля во мраке, львы выходят из логова».104 псалом: «Господи Боже мой, Ты дивно Велик. Ты простираешь тьму и бывает ночь, львы рычат о добыче».
Не возможно, сказать знал ли пророк Моисей об Эхнатоне и о религии введенной им.
Но революция Эхнатона оказалась не долгой, после его смерти Египет снова вернулся к поклонению многим своим богам. Город же построенный в пустыне пришел в забвение, а имя Эхнатона было осквернено и забыто. Но прорыв от политеизма к монотеизму был сделан, и легко повторится еще раз. Как избранный Богом, пророк Моисей должен был вернуться в Египет, чтобы просить фараона освободить евреев, но фараон неоднократно отказывался отпустить. По Библии, после каждого отказа Бог насылал на Египет казнь. Но поскольку казни были проявлением сверхъестественного то многие ученные сомневаются в том что они на самом деле имели место. Но они могли быть и ежегодными проявлениями, связанными с разливом Нила. Те проблемы которые перечислены в книге Исход, действительно напоминают то что происходило в Египте, проблема вшей, лягушек, саранчи.
Описанные явления по мнению некоторых ученных вполне характерны для Египта, особенность заключается в том что все эти явления происходили одновременно и в гигантский масштабах. Но какая природная сила могла стать столь разрушительной силой для такой катастрофы? Ответ может быть в девятой казни: «и была густая тьма по всей Египетской три дня». Событие редкое но не уникальное. Когда в Америке в восьмидесятых годах прошлого 20 века было извержение вулкана Святой Елены, то сообщения очевидцев напоминали библейские тексты. Потемнело небо, затем начался дождь с градом, жители проснулись утром в мире покрытом белоснежной пудрой. После извержения образовалось нашествие хвостатых лягушек. Домашний скот, погиб в одно мгновение. В Библии: «и Господь произвел дождь и град, и поднимется пыль по всей земле. И вышли жабы и покрыли землю египетскую. И вымер весь скот египетский».
Извержение вулкана, катастрофическое событие которое также могло стать причиной библейских казней. В самом Египте нет действующих вулканов, но они есть в восьмистах километрах от Египта, на маленьком греческом острове Сантарини. Сам остров является вулканом, и выглядит он как гигантская окружность по вредине бескрайнего моря. Скалистые вершины, это все что осталось от гигантского взрыва произошедшего в XVI веке до рождества Христова, примерно в то время когда жил Моисей. Теоретически, осадки от этого извержения могли достичь Египта, если же только ветер дул с его сторону. Некоторые ученные утверждают что пепел вполне мог достичь Египта. Удивительно, но в Египте действительно зафиксированы последствия этого взрыва. На юге, в Луксоре, в храме Карнака, археологи обнаружили надпись на камне: «боги послали с небес бурю с дождем и мраком, непрерывный грохот, громче чем крики массы людей, запись датируется 538 годом до н.э. и совпадает со временем извержения на Сантарини.
После этого, фараон сдался и отпустил народ Израиля и Господь повел их из Египта днем в столпе облачном а ночью в столпе огненном. В Библии также говорится и о том что когда евреи начали исход из Египта, то фараон передумал отпускать их, и погнался за ними на шестистах колесницах. Но как случилось так что воды моря расступились, и евреи прошли по дну моря, перейдя на другой берег, где Моисей простер жезл и воды моря обрушились на фараона и его колесницы? Могло ли это быть следствием извержения вулкана на Сантарини? На пути волны к дельте Нила нет ни одного острова способного ей помешать. И передвигаясь со скоростью 650 км. в час она могла достичь Египта менее чем за два часа. Но перед тем как волна обрушится на берег, должен был произойти очень сильный отлив, а затем вода возвратилась и покрыла колесницы фараона.
После сорока лет хождения по пустыне, Моисей наконец вывел евреев из Египта, но он так и не попал в землю обетованную, он умер видя её перед собой.
Это достижение, предполагает первые реальные представления о том кем был Моисей, выдающимся вождем народа. Пожалуй то что Моисей вырос при дворе фараона могло сослужить ему хорошую службу. При дворце, существовало особое заведение, некий царский лицей, там учили грамоте, читать и писать, образование которое получил Моисей можно сравнить с обучением в Оксфорде или Стэнфорде, и Моисей прошел эту школу. Сам факт о том что вся жизнь Моисея прошла в пределах Северной Африки, также исправляет заблуждения на счет его происхождения. Современная археология доказывает что история Моисея и Исход, не могут считаться плодом воображение некоего писца.