БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО
Младенец Христос, раздающий хлеба паломникам
(фрагмент -2)
Согласно письменным источникам XVIII века, в здании приюта для престарелых служителей церкви было немало произведений видных художников, однако эта картина Мурильо – единственная, заказанная специально для приюта. В старых описаниях и названиях картины три мужские фигуры, производящие впечатление портретных изображений, называют то паломниками, то священниками. Вслед за Габором Тереи [G. Тёгеу: Die Murillo-Bilder der Sammlung Eugen von Boross in Larchmond (New York). Cicerone, XV. 1923, p. 773), мы гоже склонны в фигуре пожилого человека, протягивающего руку к младенцу, видеть портретное изображение дона Xустино де Нэве. Не так давно общественным достоянием стал достоверный портрет каноника дона Хустино, написанный Мурильо в 1665 году. Как раз в то время художник, при содействии каноника, получил заказ на выполнение серии картин для церкви Санта Мария ла Бланка. По нашему мнению, фигура мужчины в стихаре из картины Мурильо «Триумф девы непорочной» (Париж, Лувр) также является портретным изображением друга и покровителя художника, дона Хустино де Нэве.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
В ходе реставрации портрета дона Хустино, находящегося в Национальной галерее в Лондоне, была обнаружена надпись, согласно которой канонику ко времени написания картины, т. е. в 1665 году, было сорок лет. Из этого следует, что на будапештской картине возраст каноника приближается к шестидесяти годам. На современный взгляд мужчина на будапештской картине Мурильо выглядит старше, но в XVII веке 58-59-летнего священника вряд ли можно было представить более молодым. Художник изобразил пожилого, но отнюдь не престарелого человека с высоким лбом, с наполовину голым черепом, с тонкой, исключительно выразительно моделированной кистью руки. Дон Хустино, принимавший столь близкое участие в судьбе Мурильо, умер в 1685 году.
До последнего времени в специальной литературе не было указания ни на точный возраст каноника (A. Braham, 1979), ни на факт схожести его с фигурой священника в стихаре из группы молящихся на картине Мурильо «Триумф девы непорочной», написанной для одного из боковых нефов церкви Санта Мария ла Бланка. Интересно отметить, что как на будапештской картине, так и на лондонском портрете дон Хустино держит молитвенник одинаковым образом: засунув указательный палец меж страниц томика, а большим пальцем придерживая переплет. Возможно, этот жест был характерным, привычным для друга и покровителя художника. Похожее, но отнюдь не аналогичное держание молитвенника встречается в произведениях Мурильо еще только один раз: в портрете каноника Миранды, хранящемся в собрании Альба в Мадриде.