Те, кто уже давно ходит в церковь, знают, что шесть недель Великого Поста перед Пасхой имеют определенную последовательность, которая подобрана таким образом, чтобы помочь православному христианину пройти подвиг поста с пользой и духовным смыслом. В христианской литературе недели строгого Поста часто сравнивают со ступеньками лестницы – только поочередное преодоление каждой ступеньки обеспечивает верующему плавное, равномерное восхождение, преодоление собственных слабостей и грехов.
Православные Недели Великого Поста имеют следующие названия:
- первая – Торжество Православия,
- вторая – святителя Григория Паламы,
- третья – Крестопоклонная,
- четвертая – святого Иоанна Лествичника,
- пятая – преподобной Марии Египетской, и, наконец,
- шестая – Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье, Неделя ваий, Цветоносная неделя).
- Седьмая неделя Великого Поста называется Страстной седмицей, и, по уставу, она имеет как бы отдельный статус – является постной, но в то же время в Великий Пост не входит.
Название Страстная происходит от славянского слова страсти – страдания, потому что на этой неделе вспоминаются бичевание, распятие и смерть Иисуса Христа.
Первая неделя Великого Поста – канон преподобного Андрея Критского
Особенное внимание в этой статье я хочу уделить первой неделе Великого Поста, которая очень контрастно погружает православных христиан в атмосферу покаяния и долгой молитвы после веселой Масляной недели, народных гуляний и ярмарок, посвященных проводам зимы. Богослужебная книга Типикон, в которой описан церковный устав православных постов и трапез, предлагает в первые четыре дня этой недели отказываться от пищи вообще. Сегодня на такие подвиги способен не каждый монах, что уж говорить о мирянах, активный образ жизни которых требует регулярного пополнения организма калориями. Православные священники предлагают нам больше внимания уделить духовному подвигу, ведь с понедельника по четверг первой недели Великого Поста в монастырях и храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, на котором должны присутствовать все верующие. Канон этот можно охарактеризовать как покаянный плач, обнажение своей души перед Богом; он призван дать старт всему посту, разбудить ее от греховного сна, именно поэтому уже много веков он читается именно в первую неделю строго православного Поста. Написан он критским архиепископом Андреем, жившим в VIII веке, а Великим назван из-за своей беспрецендентной обширности.
Торжество Православия в первую неделю Великого Поста
Строгая и изнурительная первая неделя строгого Поста оканчивается важным праздником – Торжеством Православия, установленным в IX веке в честь победы над иконоборческой ересью. В 730 году византийский император Лев III запретил почитание святых икон, объявив его идолопоклонничеством. На Иконоборческом соборе в 754 году запрет стал официальным, и иконопочитатели стали подвергаться гонениям, сопоставимым с первыми веками христианства. Прекратилось все при царице Феодоре, которая созвала Константинопольский собор, восстановивший почитание икон. В честь этого было устроено пышное празднество, выпавшее как раз на воскресенье первой недели Великого поста. С тех пор каждый год церковь вспоминает это событие. Богослужение в честь Торжества Православия очень необычно – на нем вновь провозглашаются догматы и постановления семи Вселенских соборов, молятся о здравии, спасении и благословении всех ныне живущих православных христиан, и об упокоении умерших. На Торжество Православия происходит и чин анафематствования первой недели пасхального Поста – провозглашается отлучение от церкви всех еретиков и раскольников.