КАК ПРОВОДЯТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ ВЕЛИКИЙ ПОСТ В РОССИИ

Согласно результатам социологических исследований, каждый год количество соблюдающих Великий Пост в России увеличивается. Означает ли это, что все постящиеся в полной мере понимают смысл православного поста? К сожалению, нет, но это не трагично. Ведь нашу страну в вопросах религии можно сравнить с человеком, который много лет пролежал без движения, а теперь заново учится ходить – 70 лет безбожия сделали свое дело, и касается это не только мирян, но и священослужителей. Все мы вместе, шаг за шагом, делаем первые шаги в вопросах соблюдения религии, опираясь на Священное Писание и поучения святых отцов. Но правила строгого академического православия тысячелетней и больше давности не всегда доступны и интересны, местами устарели, зачастую их невозможно выполнить в условиях современной жизни. В таком случае на помощь верующим приходит художественная литература. Именно в ней чаще всего можно почерпнуть знания о том, как проходил строгий Пост в России дореволюционной, как к нему готовились, какими были службы Великого Поста, обряды и обычаи, а также традиции празднования Светлого Воскресения Христова. О Великом Посте в России писали такие столпы русской литературы, как Толстой, Чехов, Достоевский, Пушкин, Бунин, Шмелев и другие.

Подготовка к православному Великому Посту в России: обычаи и традиции

До революции подготовка к Великому Посту в России начиналась за месяц: уже за четыре недели до его начала в церквях начинали петь песнопение из службы Великого Поста «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Вскоре к ней присовокупляли псалом-плач «На реках Вавилонских». Эти песнопения предназначались для того, чтобы отлечь правосланых от еще совсем недавних зимних праздников, перестроить их на покаянный лад. Особое внимание уделялось и физическому состоянию верующих: чтобы пищевое воздержание в пост не стало для них непосильной нагрузкой, отказ от скоромной еды был постепенным и продуманным. Однако самая последняя неделя перед строгим православным Постом в России, Масленица, традиционно отводилась под народные гуляния: во время нее пекли блины, проводили ярмарки, различные зимние игры и забавы. Мясо в эту неделю уже не ели, поэтому начинки для блинов были рыбные, сырно-творожные, грибные. Подавали блины с медом, вареньем, патокой.

В последний день перед началом церковного Великого Поста в России перед Пасхой веселье шло на спад: день этот назывался Прощеным воскресеньем – согласно традиции, просили прощения у всех, даже у незнакомых. «Прости меня, грешного», – обращались верующие друг к другу, а ответом служила фраза «Бог простит».

Первая неделя Великого Поста в России – службы и обычаи

Первая неделя Великого Поста в России была самой строгой и тяжелой как в молитвенном плане, так и в пищевом воздержании. Самые отчаянные отказывались от еды вообще, люди «послабее» постились сухоядением: ели исключительно сырые овощи и фрукты, мед, сухофрукты и орехи, пили простую воду. В эти дни нельзя было есть даже растительное масло. Интересно на этом фоне выглядит обычай первого понедельника, который сегодня назвали бы опохмелением, но до революции он носил название «полоскание рта».

Эта особенность главного христианского Поста в России, конечно, не имеет никакого отношения к благочестию, и вызвана была жизненно важной необходимостью – другого способа поставить себя на ноги после недели гуляний тогда просто не знали. В монастырях же все было чинно – протяжные службы строгого Поста перед праздником Пасхи проходили в соответствии с уставом. Главным богослужебным событием первой недели Великого Поста в России было пение Великого покаянного канона Андрея Критского, во время которого храмы были заполнены молящимися под завязку. В течение этой недели пост постепенно входил в свое русло.