Предшественник современной христианской Троицы – древнееврейский праздник Шавуот. В этот день месяца сиван (май-июнь) Моисей получил божественное откровение на горе Синай, и Господь Бог передал ему Торы – те самые Десять Заповедей, которые стали символом союза между евреями и Богом. Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот раскрываются небеса и все молитвы легко достигают Господа. Но вместе с тем этот праздник носил еще и аграрный характер. К концу мая в Израиле уже завершалась жатва и день Шавуот был днем собранного урожая. Потому принято было приносить к храму корзины, полные фруктов и овощей. Вообще же в этот день ели исключительно мучную и молочную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, коврижки и мед. Это объяснялось тем, что Тора, которую читают в этот день за праздничным столом, «сладка и приятна, как молоко и мед».
История возникновения церковного праздника Троицы такова
Христианский праздник Троицы известен в Европе с VI века нашей эры. В день Вознесения Христа апостолам было открыто, что снизойдет на них Святой Дух и от того обретут они невиданную силу. Так и случилось – через пятьдесят дней после Воскресения Христа разверзлось небо и пылающие лучи осветили каждого из апостолов. И тот, кого коснулся божественный огонь, внезапно начал говорить на непонятном языке. Надо было так случиться, что в тот день в Иерусалиме был праздник и собралось множество купцов из разных стран. И увидев, что галилеяне говорят на их родном языке и говорят так легко и чисто, как будто всю жизнь только эти языки и знали, купцы закричали: «Наверное, эти мужи опились сладкого вина и бормочут сами не знают что!» но встал тогда апостол Петр и поднял руку, призывая всех к молчанию.
«Не говорите неправды и не возводите лжи на учеников Христа – заговорил Петр, когда наступила тишина – Мы не пьяны. Это Дух Святой снизошел на нас в виде огненных струй и повелел нести заветы Божии в разные страны».
И тот, кто поверил чуду, стал с этой минуты прославлять три лица Господа Бога: Отца, Сына и Святого Духа, или Пресвятую Троицу.
Христианская доктрина о Троице не случайна
Три – священное число. В течение нескольких тысяч веков языческая религия описывала с его помощью Вселенную. Так, в философии Древней Эллады мировая триада – это Хаос (основа жизни, материя), Теос (созидательный дух) и Космос (сотворенный этими двумя стихиями проявленный мир). Поэтому, вводя праздник Троицы, христианство шло по проторенной дороге. Но в отличие от языческих ранних религий христианство понимало Троицу не как единство и борьбу противоположных стихий, продолжающих наш гармоничный мир, но как едва уловимое психологическое проникновение друг в друга трех основных творческих сил Вселенной, трех участников христианской космогонии: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Именно их божественная любовь породила Вселенную.
И праздник Троицы – это праздник трогательной любви друг к другу.
Троица считается одним из главных праздников христианского календаря. Она одинаково торжественно отмечается католиками, протестантами и православными. Правда, в разное время, потому что европейская Пасха празднуется на неделю раньше православной, а значит, и Троица автоматически смещается на семь дней. И церковное название в разных странах принято разное:
- «Pentechoste» (Пятидесятница) или «Whitsunday» (Праздник Святого Духа).
- А вот второе – народное – название у него одно – зеленый праздник.
Самым веселым обычаем в Европе считался выбор «троицкой королевы». С раннего утра в день Троицы молодые люди и девушки собирались за околицей деревни или на площади города и из всех девушек выбирали одну – самую красивую. Надевали ей на голову венок, прикалывали к платью цветы и травы. И водили вокруг городка или деревни, разумеется с шутками, песнями, плясками. Иногда «троицкую королеву» приводили к священным источникам и там обливали студеной водой. А под вечер зажигали костры и прыгали через них, выполняя тем самым древний ритуал очищения огнем. Очень часто во время игры в «троицкую королеву» девушки находили себе женихов.
По этому поводу даже сохранилась старая английская песенка:
Была бы вся земля моей –
От скал пиренейских до моря,
Все отдал бы без гнева,
Когда бы мог прильнуть к устам
Троицкой королевы.
Другие ритуалы в христианский праздник Троицы были связаны с водой.
- Во Франции, например, широко был распространен обычай освещения троицкой воды; в скандинавских странах считается, что троицкая вода, также как крещенская, имеет целебные свойства и помогает от всех болезней. Кроме того, ею орошают сады и огороды – для обильного урожая.
- В Германии и Австрии изготавливали из соломы чучело «водяной птицы», способное по народному поверью вызывать дождь, и торжественно носили его вокруг деревни или городка, то и дело поливая водой. Очень часто совершали паломничества к священным источникам. Временами «серьезные» ритуалы перемешивались с карнавальными шутками. Например, парни могли спрятаться за колодцем и окатить пришедших туда девушек ледяной водой. По вечерам было принято устраивать катания на лодках, украшенных зазеленевшими ветками деревьев.
- А вот в Финляндии традиционное праздничное мытье в финской бане сопровождается гаданием. Плетут венок из зелени и закидывают его на крышу бани, загадав прежде желание. Если венок останется на крыше – желание сбудется, если упадет – нет.
На Руси тоже было принято гадать на венках в православный праздник Троицы, но делали это несколько иначе. Например, так: девушки сплетали венки, бросали их в реку или ручей и внимательно следили: если венок поплывет далеко-далеко – девушка в скором времени найдет себе жениха; если пристанет к берегу – значит девушка выйдет замуж нескоро; а если венок потонет – это предвещает разлуку с любимым, а то и вовсе смерть. Однако большинство ритуалов в православный праздник Троицы было связано с почитанием первой пробивающейся зелени, взять хотя бы такой обряд, как украшение домов зелеными веточками деревьев и растений. Главная цель таких ритуалов в христианский праздник Троицы – обеспечить с помощью магических заклинаний урожай и хороший приплод скота, здоровье и благополучие в семье.
Но самым главным событием в славянский праздник Троицы было завивание березки.
Для этого выбирали молодую березку, нагибали ее почти до земли и сплетали ветки, украшая их цветами и лентами. А после устраивали вокруг нее хороводы. Честь быть символом Троицы выпала березке потому, что она первая покрылась зелеными листьями. И по поверью, березка должна была отдать свои силы начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю. А значит, и благополучию людей. Иногда вместо того, чтобы завивать целую березку, срезали ее веточки и украшали ими двери и окна домов. Даже в церкви было позволено ставить на праздник Троицу зеленые березовые ветки. А каждый уважающий себя батюшка устилал в этот день пол зеленой травой. Прихожане же приходили к обедне с букетами полевых цветов и освящали их во время службы. Эти букетики хранили за иконой или за печкой: считалось, что они охраняют дом от бед и несчастий, особенно же от страшных весенних гроз…
… Если Масленица – это проводы зимы, то на православный праздник Троицу провожают весну и встречают лето. И надо это сделать как можно веселее и изобретательнее, чтобы сама природа радовалась вместе с людьми и была бы к ним благосклонна.