Смотреть на видео философию краха индивидуализма
Не бывает момента, когда нам предлагают входной билет с правом принять его или отказаться. Историк, не более чем теолог, имеет неубедительный ответ на вопрос о страдании. Он так же прибегает к тезису о меньшем зле и большем добре.
Это реальный обвинительный акт тем, кто стремится воздвигнуть надисторический критерий, в свете которого выносятся суждения по поводу исторических событий или ситуаций, – выводится ли критерий от некоей божественной власти, утверждаемой теологами, или от статичной Причины или Природы, утверждавшейся философами Просвещения.
Дефект заключается не в применении критерия или погрешностей в самом критерии. Именно попытка воздвигнуть подобный критерий неисторична и противоречит самой сути история. Она дает догматический опыт на вопросы, которые историк в связи со своей профессией обязан постоянно задавать: историк, который заранее принимает ответы на эти вопросы, приступает к работе с завязанными глазами и отрекается от своей профессии. История есть движение, а движение подразумевает сравнение.