Смотреть на видео историческое сочинение
Во времена раздумий в конце пятидесятых у Карра, по-видимому, и появилась мысль ответить всем им, почитателям и критикам, сразу, объяснив исчерпывающим образом свою философию истории, в первую очередь применительно к истории нашей страны. Что он и сделал в лекциях, прочитанных в Кембриджском университете в 1961 году и объединенных в предлагаемой книге «Что такое история?».
Выяснилось, что взгляды Карра претерпели известные изменения: «Я глубоко уверен в том, что, если кто-нибудь возьмет на себя труд проследить, что я писал до, во время войны и после нее, ему будет совсем не сложно убедить меня в противоречиях и несовместимостях… Не только события постоянно меняются. Сам историк постоянно меняется. Когда вы берете историческое сочинение, недостаточно посмотреть на имя автора на титульном листе: посмотрите, также, на дату публикации или написания, – иногда, это имеет большее значение». Теоретический орган Коммунистической партии Великобритании «Марксизм тудэй» посвятил книге Kappa большую статью, в которой говорилось, что эта работа – «мощный и меткий залп по историческому обскурантизму». Редакция журнала отметила громадную помощь, которую его читатели «теперь получили от одного из самых известных английских академических историков и одного из самых способных и умных людей, работающих в области исторической науки».
Карр исходит из того, что – нравится это или не нравится, кому-либо на Западе – марксистско-ленинская идеология существует, и оказывает воздействие на всемирно-исторический процесс, мир находится в состоянии непрерывного изменения, а западная историческая наука оказалась неспособной объяснить причины этого. Э. Карр напомнил слова Гёте: «Когда эпохи приближаются к закату, все тенденции субъективны, но вместе с тем, когда вызревают предпосылки для новой эпохи, все тенденции объективны». Карр подчеркивал, что страны, говорящие на английском языке, не поспевают за стремительным развитием мира. «Говорят, что Николай I издал в России указ, запрещавший слово «прогресс». Ныне философы и историки Западной Европы и даже Соединенных Штатов запоздало пришли к согласию с ним».