Мастерская художника
Гюстав Курбе
Мастерская художника
1855
Холст, масло. 359 × 598 см
Париж, Лувр
Курбе дал следующий подзаголовок названию картины: «Ателье художника, реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической жизни». На левой стороне огромного полотна Курбе изобразил свои модели (священника, охотника, рабочего, женщину с ребенком и т. д.), на противоположной стороне видна «модная» компания: женщина с наброшенным на спину платком, девушка со своим возлюбленным, друзья художника и любители изящных искусств: Шамфлери, Прюдон, Брюйа, Промайе, Бодлер.
В центре картины Курбе изобразил себя, сидящим перед мольбертом, обнаженную натурщицу и своего сына. Многие видят в этом произведении аллегорическое изображение представителей разных возрастных групп, разных классов и общественных сил, грандиозное обобщение взглядов художника на современное ему общество и на ту роль, которую играет или должен играть творец в общественной жизни. Курбе, наряду с показом «реальности», не отказывается и от классических аллегорических обобщений. Летописец современной жизни, он, однако, изобразил себя стоящим вне среды: он пишет пейзаж, в котором видит более истинную реальность.
Возможно, в силу этого наиболее «правдоподобным» элементом в картине кажется именно пейзаж, созданный живописцем. Помещенный в центре композиции, он как бы напоминает о той важной роли, которая отводилась пейзажному жанру в живописи XIX века. Пространство исключительно сложной композиции, выдержанной в теплых коричневых тонах, вызывает у зрителя чувство неопределенности: это не реальное пространство, а нечто вроде «мировой сцены», средоточие различных пространственных и временных плоскостей, в котором действующие лица появляются лишь на мгновенье. Усилению этого ощущения способствует и кулисоподобное решение заднего плана. Делакруа высоко оценил живописные достоинства картины, но эту «двойственность» счел за ее недостаток: «небо вроде бы настоящее, а остальное – картина».