Под гнозом (гностикой) здесь разумеется не доктрина и не собрание специальных доктрин, господствовавших на Востоке в первые века христианской эры, а методический синтез всех предыдущих знаний, образующий единую доктрину, способную дать удовлетворительное решение тайн, поставленных философией или сохраняемых в религиях. Гностика есть ветвь, посредством которой Оккультизм связывается с метафизическими науками, то, что можно назвать эзотерической философией или священной доктриной.
В разные эпохи гностика обнаруживалась в четырех главных формах, имевших целью указать человечеству мотивы его деятельности, то есть, смысл жизни. Это суть: Легенды и народные предания (знание первоначальное, живописное, мифическое). Философия всех школ (знание чисто умозрительное). Различные Религии (наука, основанная на чувствах) и Таинства, которые святилища открывали лицам достаточно известным (знание религиозно-трансцендентное).
Все эти отделы представляют из себя наставления, приспособленные к понятию народов и времен, к которым обращены, и, следовательно, более или менее несовершенны.
Священная доктрина, прежде всего, разъясняет их глубокий смысл, скрытый нередко под странными формами или под грубыми символами; действительно, Гностика обладает особенным искусством изображать малодоступные поучения в виде рассказа, изложенного популярным языком, которого внутренний смысл раскрывается лишь при условии достаточного психического и умственного развития; в этом заключается символизм.
Различают четыре последовательные степени символизма: две, в которых доктрина остается еще скрытою и смутною – это миф, или предание; и собственно символ, или некоторого рода объяснение самых отвлеченных вещей посредством их конкретных аналогий; таковы иероглифы и большая часть памятников древнего искусства в Индии, Ассирии и Египте.
Две другие степени представляют скорее конденсацию, чем покровы изучаемой истины: конденсацию научную, обоснованную, подтверждаемую логикой вещей гомологичных (как, например, язык алхимии), и конденсацию интуитивную, посредством которой один знак воспроизводит, целую группу знаний, составляя всю их сущность; таков язык Чисел) которым особенно отличался на Западе Пифагор), язык соответственных букв алфавита (индийского, китайского, египетского, еврейского и т. д.). Здесь достигается трансцендентное знание Слова.
Кроме объяснения символов, гностика занимается также биологическим развитием священной доктрины, ибо ее различные формы, как всякой психической единицы, способны к превращениям, живут или жили прежде. Эти формы происходят или от внешнего явления, более или менее чудесного, устрашающего, или почитаемого.
Или от интуитивной веры, от чувственной страсти, опережающей науку, еще скрытую во мраке, но нередко блуждающей среди неясности замеченных форм.
Или от более научного умозрения, образующего теологии.
Или, наконец, от высшего откровения мудрецов и вдохновенных людей, пророков, мессии *. Однажды усвоенная тайна проникает в народы или в толпы через постепенные изменения веры, морали, науки более или менее критической, и далее – через период упадка или превращения, возвращаясь к источнику великих тайн, священной доктрины i.
В этом последнем переходном периоде может наступить полное смятение; такой пример, мы имеем в конце эпохи римского паганизма в начале нашей эры; наш век, по-видимому, переживает такой же кризис, всегда опасный для народов.
Итак, магическая наука имеет своим предметом:
Историю легенд (или историю развития семейного начала).
Историю философий (идею школы).
Историю религий (идею храма).
И историю тайн (таинств) (идею святилищ).
Все перечисленные отрасли резюмируются в общей истории священной доктрины, которая явится завершением этой теоретической части.