ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС
Водоноска
Холст, масло, 68 х 52 см.
На рентгенограмме видна ваза с цветами.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1822 году у венского антиквара Артарии. Ранее вместе с парной к ней картиной «Точильщик» находилась в собрании князя Кауница. Когда-то была собственностью сына художника Хавьера. В 1812 году после смерти жены Франсиско Гойя раздал свое имущество; при этом была составлена инвентарная опись, в которой среди картин, доставшихся Хавьеру, «Водоноска» фигурировала под № 13. Выставки: Аукцион собрания Кауница, Вена, 1920, № 70; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобрази тельных искусств, 1965, № 18; «Гойя и его время», Лондон, Королевская Академия, 1963 1964, № 99; «Шедевры венгерских музеев», Москва, Академия художеств, 1975, № 9; «Испанская живопись XVI XVIII веков в собраниях Центральной Европы», Мадрид, Прадо, 1981, № 13, а также Мюнхен и Вена, 1982, № 25.
Автору настоящих строк удалось установить некоторые интересные подробности, касающиеся картин «Водоноска» и «Точильщик». Оба полотна попали в собрание Кауница еще при жизни художника, вероятно в 1815 или 1816 году, когда Алоис Венцель Кауниц находился в Мадриде столь длительное время, что распорядился доходы о 1 своего имения в Аустерлице высылать ему в Испанию. В каталоге отмечено, что живописец происходит из Мадрида («Goya de Madrid»). Помимо двух будапештских картин в инвентарной описи собрания Кауница от 1812 года под № 1 фигурировала композиция «Майское дерево», причем в двух экземплярах. Один экземпляр ныне хранится в Национальной Галерее в Берлине, с точным указанием места его происхождения; на другом экземпляре (частное собрание, Мадрид), по свидетельству старых фотографий, в правом углу еще видна была надпись «Х.1» (из первой части инвентаря Хавьера Гойи).
О большой популярности «Водоноски» говорит тот факт, что хотя в Мадриде она находилась самое большее десять лет, известно много копий с нее, сделанных не самим Гойей, а другими художниками.