ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС
Водоноска (фрагмент)
Теофиль Готье, посетивший Испанию в тридцатых годах XIX века, не преминул упомянуть, как о ярком, привлекательном пятне мадридской улицы, о девушках-водоносках, которые в простых одеждах ходили по городу, и то здесь, то там раздавались их звонкие голоса: «Воды, воды! Кому воды? Ледяная вода, прохладная, как снег!» Гойя уже в своих картонах для гобеленов попытался изображать людей из народа. В период выздоровления от тяжелой болезни, перенесенной художником в 1792 году, он написал много картин, сделанных не на заказ, а скорее в свое удовольствие, как проба сил. О таких «кабинетных картинах» Гойя сообщает в 1794 году в письме своему другу Бернардо Ириартету. В этих картинах, писал Гойя, он дал свободу игре фантазии.
«Водоноска» и парная к ней картина «Точильщик» не вошли в серию полотен, которую Гойя представил мадридской Академии де Сан Фернандо, хотя по общему замыслу, по характеру они хорошо подходят к этой серии. Но будапештские картины более значительны, несколько выше по художественному мастерству. Вероятно, возможность сосредоточить все внимание на изображении одной фигуры, может быть, живая модель, которую предполагают на основе рисунка, и годами вынашивавшаяся в воображении художника тема и выпестовали это великолепное произведение – картину «Водоноска». Девушка смотрит прямо на зрителя, у нее круглое лицо, рот слегка приоткрыт, вся ее красота – это молодость и здоровье. На ней простое платье, на плечах – собранный в живописные складки платок, сверкающий белизной на голубовато-сером фоне.