ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС – Точильщик

ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС – Точильщик

ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС

Точильщик

Холст, масло, 69 х 51 см.
На рентгенограмме видна ваза с цветами.
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1820 году на аукционе собрания Кауница в Вене (№ 69).

Выставки: Аукцион собрания Кауница, Вена, 1920, № 69; «Гойя и его время», Лондон, Королевская Академия, 1963-1964, № 100; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 19; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 24; «Шедевры венгерских музеев», Москва, Академия художеств, 1975, № 10; «Испанская живопись XVI XVIII веков в собраниях Центральной Европы», Мадрид, Прадо, 1981, № 14, а также Мюнхен и Вена, 1982, № 26.

Картиной «Точильщик» Гойя продолжил лучшие традиции великих испанских художников-реалистов XVII века. Сама эта тема встречается уже в картине последователя Веласкеса Антонио Пуги (Ленинград, Государственный Эрмитаж). Графиня д’Олнуа в своей книге «La Cour et la Ville de Madrid vers la fin du XVIIе siecle» упоминает и водоносов, и прочий «мелкий люд», которые, по ее мнению, все народ пришлый, как правило – выходцы из Галисии. О пожилом водоносе, изображенном Веласкесом в картине «Продавец воды в Севилье» (Лондон, Апслей-хауз) писали, что он выходец из Корсики. Гойя в этих жанровых картинах, а также на близком по настроению полотне «Кузнецы» (Нью-Йорк, собрание Фрик) запечатлел представителей нового зарождающегося сословия – городских рабочих. Точильщик смело смотрит на зрителя; правда, он человек улицы, но не нищий, не калека, у него нет чувства приниженности; это молодой мужчина, осознающий свою силу.