ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН – картина Непорочное зачатие

картина Непорочное зачатие

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН

Непорочное зачатие

Холст, масло. 136,5 х 102,5 см.
Слева внизу, на листке бумаги, подпись и дата: Frano Dc Zurbaran facie 1661.

Ранее находилась в собрании Эстерхази. Впервые упоминается в инвентарных описях этого собрания от 1820 года под номером 1038. Возможно, это – одна из двух крупноформатных картин, которые, согласно приходо-расходным книгам Эстерхази, в декабре 1820 года поступили из венского дворца Кауница. Подарена князем Миклошем Эстерхази Национальному Музею в 1871 году.

Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 55; «Шедевры будапештских музеев», Бордо, Галерея изящных искусств, 1972, № 59.
Совсем юная Мария в длинном белом платье и ярко-голубом плаще, с ниспадающими на плечи волосами и разведенными руками изображена парящей на фоне жемчужно-серого неба в розоватых лучах заходящего солнца. Известно еще одно «Непорочное зачатие», написанное Сурбараном как и будапештское в 1661 году (Бордо, Галерея изящных искусств); кроме того, его картина на эту тему в 1962 году была продана на аукционе Кристи в Лондоне, однако по качеству исполнения среди трех будапештская – безусловно лучшая. Полотно, находящееся в Бордо, вероятно тождественно с картиной, некогда находившейся в собрании Анисето Браво в Севилье, поскольку и на той, как это видно на сделанной с нее в 1849 году литографии Сантьягосы, Мария изображена со сложенными руками. В 1972 году будапештская и бордоская картины экспонировались на выставке в Бордо, и тогда стала ясной правота Поля Гинара, назвавшего будапештское полотно «лебединой песней» мастера.

От стройной фигуры Марии веет детской невинностью и чувством глубокого благоговения. После множества наивно сентиментальных, а затем по-барочному беспокойных мадонн посредственных художников, бесконечно варьировавших одни и те же религиозные сюжеты, образ, созданный Сурбараном, своей целомудренностью и одухотворенным смирением в полной мере выражает испанский идеал «непорочной девы», «пурисимы». К этому исключительно популярному в испанской живописи типу Сурбаран с молодых лет обращался очень часто. Но ни в одном из прежних произведений ему не удалось достичь такого совершенного единства формы и содержания, как в этой поздней работе.