Существует легенда о настоятеле Симонова монастыря Кирилле. Когда он однажды молился Божьей Матери, то услышал голос свыше с указанием искать спасения на Белоозере. У старца не было сомнений, что путь ему указывает сама Дева Мария.
Отправиться вместе с ним вызвался монах Ферапонт, которого увлекла идея пустынножительства. После долгих месяцев пути по густым чащам и топким трясинам они увидели подходящее место для будущего Ферапонтова монастыря. С горы Мауру им открылся восхитительный вид на Сиверское озеро, на берегу которого они и начали рыть землянку.
Через год Ферапонт оставил Кирилла и побрел своим путем, желая основать собственный монастырь. Едва он обосновался на берегу Бородавского озера, следом стали прибывать и другие монахи, желавшие уединения.
К 1409 году они сумели построить деревянный храм в честь Рождества Богоматери – так начал свою историю Ферапонтов монастырь.
Детище Ферапонта перешло к преподобному Мартиниану – страстному любителю книг, собственноручно их переписывающему. Его стараниями обитель стала шириться и превратилась в крупный центр просвещения с грандиозной монастырской библиотекой.
Изолированность и удаленность монастыря сделали его местом ссылки духовных лиц. Первым ссыльным стал архиепископ Ростовский Иоасаф, высланный в Ферапонтово из-за конфликта с Иоанном III, и провел в монастыре целых 20 лет. Через некоторое время после приезда Иоасафа случилась беда – вспыхнул сильнейший пожар. Один из послушников чудом спас казну архиепископа, которая впоследствии пошла на строительство нового строгого одноглавого собора в честь Рождества Богородицы.
Спустя 12 лет Иосаф вызвал в Ферапонтово знаменитого московского иконописца Дионисия. Абсолютный мировой шедевр, созданный его руками, родился всего за 34 дня. Так как Дионисий в отличие от Андрея Рублева не был монахом, в его рисунках нет мрачности и аскетизма. Его творения легки, воздушны и наполнены радостью.
Великолепная роспись заполняет все пространство храма от пола до потолка, в основу ее положена идея слияния видимого и невидимого мира, людей и небесных жителей. Живописец «перевел» акафист Богородице в зрительные образы, поэтические строки VI века ожили со стен собора.
По поводу невероятной манеры письма Дионисия ходила следующая легенда: прозрачность и воздушность его красок происходила от разноцветных камней и глины с берегов Бородавского и Паского озер. Якобы он перетирал ингредиенты с яичным желтком и использовал при письме. Многочисленные паломники со всех уголков России приезжали в Ферапонтов монастырь в поисках таких же камней и глины, чтобы сделать краски Дионисия, но ни у одного это не вышло. Исследования современных ученых выявили, что Дионисий всего лишь пользовался лучшими импортными красками того времени…
Следующая каменная постройка Ферапонтова монастыря – церковь Благовещения с трапезной – возникла благодаря тому же послушнику. Удивительным образом он предсказал князю Московскому Василию III появление наследника. Великий князь вместе с супругой посещал многие монастыри, моля Всевышнего о сыне. Юродивый послушник пообещал не только сына, но и покорение Казанского царства – оба его предсказания сбылись. В благодарность князь Василий пожертвовал немалую сумму на храм.
Позднее появлялись новые постройки, но каменных стен не возводили, монастыри не вступали в битвы.
В роковом 1614 году Ферапонтов монастырь полностью разорили польско – литовские захватчики. Четверть века понадобилась ему, чтобы снова встать на ноги и возобновить теперь уже каменное строительство. Одно из окон в церкви над усыпальницей Мартиниана устроено таким образом, что солнечный свет струится точно на раку чудотворца и, отражаясь, заполняет все божественным светом.
Десятилетняя ссылка Патриарха Никона обернулась большой удачей для монастыря. Его пожелания покорно выполнялись, ему возвели личные хоромы, в Бородавском озере соорудили каменный остров в виде креста, где Никон собственноручно водрузил крест. Многие часы патриарх проводил на нем в молитвах. Как раз начали строительство больших 3-этажных келий на старых каменных погребах, как неожиданно скончался царь Алексей Михайлович. Никона переправили в другое место, и Ферапонтов монастырь начал угасать.
К концу XVII века он пришел в упадок, а затем и вовсе был упразднен. Так бы и погиб он в глуши и неизвестности, если бы не невероятная женщина – игуменья Таисии. Ей в руки попала книга местного историка о рождении и умирании святого места, которая взволновала ее до глубины души.
Она добилась восстановления Ферапонтова монастыря, уже как женского.
Назначенная первой игуменьей, она начала активные строительные работы на собранные ею пожертвования.
Игуменья Таисия скончалась в 1915 году, не успев, к счастью, увидеть разорение своего дома. Снова Ферапонтов монастырь закрыли в 1924 году, расстреляв новую игуменью.
Чудо, что Ферапонтов монастырь не разрушили или не превратили в склад или психбольницу, как это случалось со всеми иными обителями. Не исключено, что спас монастырь тот самый божественный свет, исходивший из ликов Дионисия. Долгое время в нем был жалкий музей, выживавший лишь благодаря своим хранителям-энтузиастам. Сейчас, когда в Ферапонтово едут тысячи людей, а Ферапонтов монастырь стал памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, они могут гордиться своим подвигом.