Непосредственная речь духа, то есть ситуация, когда он не использует голосовые связки медиума. В таких случаях голос исходит из некоторой точки в пространстве, расположенной рядом с медиумом, или же (что часто наблюдалось в ранних спиритических сеансах) из рупора, “летающего” по комнате. Считалось, что рупор представляет собой коллектор “психической энергии” и является усилителем голоса духа. Утверждалось также, что в отсутствие рупора или мегафона духи вынуждены создавать для себя своего рода искусственную гортань, производящую звуки под воздействием исходящей из медиума “эктоплазмы”.
Многие медиумы на заре спиритизма хотя бы иногда демонстрировали “феномен непосредственного голоса”, а некоторые даже специализировались на этом. Первый раз это было сделано в 1850-х годах на сеансах медиума Джонатана Кунса, фермера из Огайо, вызывавшего своего духа – “хозяина” Джона Кинга. Тот вешал через жестяной рожок. Куне утверждал, что целая группа духов научила его, как оборудовать специальную комнату для них, снабдив ее скрипками, гитарой, барабанами, рожком, тамбурином, треугольником (музыкальным инструментом) и т.д. Во время сеансов, проводимых либо самим Джонатаном, либо его женой, поднималась целая какофония, а инструменты летали по всей комнате. Какие-то “неземные” голоса (помимо Кинга) пели песни на непонятном для присутствующих языке. Сообщалось также, что Кинг вещал своим “непосредственным” голосом и во время сеансов братьев Давенпортов.
Медиум Уильям Стэйнтон Мозес рассказал о своем ощущении, когда он увидел, по его выражению, “звуковой ящик”, или искусственную гортань, под потолком комнаты для сеансов. Мину Стинсон Крэндон, больше известную как “Марджери”, неоднократно видели с эктоплазменной массой на плече, соединенной с ухом и ноздрями женщины, что якобы давало возможность ее духу – «хозяину” Уолтеру вещать непосредственно своим голосом.
Исследователи человеческой психики не раз и не два высказывали подозрения о том, что медиумы сами говорят через, разного рода, рупоры под покровом темноты или пользуются чревовещанием. В тех случаях, когда подозревалось использование рупора, анализировалось содержание сообщений, а также сходство с голосом медиума. Что же касается чревовещания, то голос при этом практически никогда не разносится по всему помещению, особенно если оно немаленькое. Кроме того, некоторых медиумов просили набирать в рот воды на то время, пока говорил дух. Иногда медиум и дух говорили одновременно, или же несколько духов вещали одновременно из разных точек внутри комнаты.
В современном медиумизме непосредственный голос духа – вещь довольно редкая. Большинство медиумов старается получать умозрительные впечатления от духов, которые затем передают собравшимся своим собственным голосом. Иногда они дают духу возможность использовать свои (медиума) голосовые связки.