Эжен Делакруа
Ладья Данте
(Данте и Вергилий в Аду)
1822
Холст, масло. 189 × 246 см
Париж, Лувр
«Ладья Данте» принесла ее 24-летнему автору первый серьезный успех. Название картины содержит в себе ссылку на древний символ: изображение лодки ассоциировалось с началом жизни, на лодке совершались «путешествия» в потусторонний мир и т. д. Изображение лодки, на протяжении многих столетий бывшей символом христианской религии и церкви, в искусстве французских романтиков обогащается новым символическим содержанием. Вслед за эпохальной картиной Жерико «Плот „Медузы“» (1819) Делакруа так же дает индивидуальную интерпретацию этому символу. Позднее Гюстав Доре переосмыслит его в аллегорию безнадежности {«Корабль среди льдов», 1865).
Сюжет «Ладьи» Делакруа заимствован из песни XVIII «Божественной комедии» Данте.
В этой картине можно видеть рано определившееся творческое кредо Делакруа: поклонение Вергилию и Данте, символизирующим наследие классической и средневековой культур. Фигуры грешников, цепляющихся за лодку, созданы под впечатлением от статуи «Ночь» Микеланджело и нереид Рубенса; но среди классических и барочных аккордов явственно слышно и трагическое звучение «Плота „Медузы“».
В группе осужденных грешников, пытающихся влезть в лодку, одни проявляют крайнее ожесточение, неистовую злобу, другие же, полностью изнуренные борьбой за место в лодке, цепляются за нее из последних сил или уже отдались во власть волн. Делакруа считал, что более всего ему удалась фигура наполовину влезшего в лодку грешника на заднем плане. Художник писал эту фигуру, судя по его дневниковой записи, «с неимоверной быстротой и большим подъемом», под чтение стихов Данте. Мощная живопись Делакруа вдохнула жизнь в литературную тему. Не порывая еще окончательно с классическими идеалами, он создал подлинно романтическую картину, воплотившую порожденый его воображением мир жестоких и необузданных сил.