Аполлон, побеждающий змея Пифона.
Эжен Делакруа
Аполлон, побеждающий змея Пифона.
Эскиз росписи плафона галереи Аполлона в Лувре
1850
Холст, масло. 130 × 97,5 см
Брюссель, Музей изящных искусств
«Мифологические темы всегда новы. Современную тему трудно писать, так как в нее трудно ввести обнаженную фигуру, современные же одежды весьма убоги», – писал Делакруа в 1854 году, затронув одну из центральных проблем искусства прошлого века. Эта проблема дала себя знать и в том шумном скандале, который был вызван картиной Мане «Завтрак на траве» (1863). Эпоха искала свои символы.
Картину Аполлон побеждающий змея Пифона художнику Эжену Делакруа
предстояло включить в монументально-декоративный ансамбль XVII века; здесь, в галерее Аполлона, находился и цикл аллегорий кисти Лебрена, прославлявших Людовика XIV. Делакруа действовал по детально разработанной программе. Согласно античному мифу, Аполлон, подобно своей небесной «ипостаси» – солнцу, является одновременно «сияющим и уничтожающим». После его победы над чудовищным змеем подземного царства Пифоном, осмелившимся на преследование Латоны, матери Аполлона, на земле воцарился мир чистоты. Аполлону в его схватке со змеем оказывают помощь многочисленные боги (Диана, Меркурий, Геракл, Вулкан и пр.). Аполлона Делакруа представил богом солнца Гелиосом, разящим своими смертоносными стрелами чудовищ, представляющих мир инстинктов. Художник вложил в мифологическую историю содержание, созвучное его собственному умонастроению. Мощные цветовые контрасты выражают символическую борьбу светлых и темных сил, постоянно возобновляющуюся борьбу добра и зла, пронизывающую жизнь каждого. Произведение Делакруа послужило отправной точкой для композиций на аналогичную тему Гюстава Моро («Фаэтон», 1878) и Одилона Редона («Колесница Аполлона», 1909).