Каким бы невероятным это не казалось в век компьютерных технологий, генной инженерии и космических исследований, экзорцизм – многотысячелетний старый как мир обряд изгнания демонов из человеческого тела, производимый вавилонскими жрецами, племенными шаманами и самим Иисусом, переживает бурное возрождение… Действительно ли он способен помочь тогда, когда бессильна наука и медицина?
Почти прекративший свое существование 200 лет назад, сегодня экзорцизм практикуется в подавляющем большинстве христианских стран, если в 1993 году съезд Международной ассоциации экзорцистов, проводимый Ватиканом с благословения Папы, собрал он лишь 6 человек, то летом 2000 года на нем присутствовало уже боле 200 экзорцистов. В Италии чисто экзорцистов за последние годы возросло с 20 до 300, в Испании – с 32 до 400. В США католическая церковь увеличила число официальных экзорцистов с 1 в 1990 году до 20 в 2000-м, кардинал Френсис Джордж по просьбе прихожан назначил экзорциста в Чикаго – впервые за последние 160 лет. Но эти цифры ничтожны по сравнению со статистикой протестантских приходов: согласно профессору теологии Роберту Баррену, сегодня в них насчитывается более 6 мелких раскольнических сект, которые проводят ритуал изгнания без разрешения церкви.
Среди причин резкого повышения интереса к древнему ритуалу экзорцизма называют растущее число сатанинских культов и веру в способность церкви помочь человеку в борьбе со злом, возрождающуюся на почве повсеместной бездуховности и очевидной ложности «новых» религиозных течений. Истории, вроде той, которая случилась в 1949 году, когда иезуитский священник Вильям Боудерн избавил мальчика из городка Ренье от вселившегося в него духа, лишь подстегивает интерес к экзорцизму. Считается, что мальчик стал одержим в результате оккультных экспериментов собственной тети, которая была медиумом и проводила в доме спиритические сеансы и которая погибла вскоре после того, как мальчик попал под воздействие демона. Эта история стала известна на весь мир, на ее основе был снят фильм «Изгоняющий дьявола» и, тем самым, положено начало горячим спорам между учеными и священнослужителями относительно того, что представляет собой Зло, как с ним бороться и насколько важным инструментом в этой борьбе является экзорцизм. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю экзорцизма с самых ее истоков до наших дней.
Ритуал экзорцизма последняя надежда
На протяжении тысячелетий экзорцизм оставался главным и единственным оружием человека против злых духов и лукавых демонов.
- Христиан,
- буддистов,
- индусов,
- мусульман,
- последователей многочисленных национальных религий культов
– всех пугала тайная, невидимая сила, способная вселиться в человека и подчинить его себе, поэтому вряд ли на свете найдется народ, которому неведомо было бы понятие «одержимости», а значит, и понятия «экзорцизма». Амулеты, заговоры, обереги пользовались огромной популярностью, но экзорцизм затмевал их всех, потому что только он напрямую имел дело с демонами и даже самим Дьяволом в тех случаях, когда надеяться на защиту оберегающих символов было уже поздно. Истории известно бесчисленное количество задокументированных примеров истинной одержимости, рано как и ее успешного исцеления при помощи обряда экзорцизма. Возможно, часть случаев одержимости можно отнести на счет естественных причин – эпилепсии, истерии и лунатизма, но и после учета неправильного диагностирования, ошибок и преувеличений остается огромное количество примеров, которые невозможно объяснить иначе, кроме как вмешательством злой, враждебной и разумной сущности, остановить которую может только человек, изгоняющий демонов.
Воздействия ритуалом экзорцизма на демонов
Экзорцизм представляет собой метод воздействия на злых духов при помощи заклинаний, ритуалов и приказов, само же слово происходит от библейского «exorkizo», что переводится как «изгонять», «прогонять» или «выбрасывать», так что экзорцист – это тот, кто обладает умением и способностью изгонять из человека подчинившую его себе чужеродную зловредную сущность. В христианском мире экзорцистом может стать только священнослужитель. При присвоении ему сана экзорциста, священника от имени церкви наделяют властью «изгонять демонов» и «накладывать руки на одержимого, чтобы таким образом через силу Святого Духа и слова экзорцизма злые духи покидали тела бесноватых». В целом же провести обряд экзорцизма мог каждый священник, включая пастора, но, если он не был посвящен в сан экзорциста, ему требовалось специальное разрешение епископа.
В средние века экзорциста называли заклинателем, так же, как и некроманта, вызывавшего добрых духов. Он был единственной надеждой на спасение для несчастных одержимых и их страдающих родственников.
Экзорцизм и симптомы одержимости человека
Одержимого дьяволом человека легко узнать по ряду признаков, которые были систематизированы уже в 3 веке.
Как узнать одержимого демоном человека
- Он обладает противоестественной физической силой (известны случаи, когда девушку или ребенка не могли удержать на месте трое крепких мужчин), содрогается в жутких конвульсиях, впадает в бешенство, мечется, вращается на одном месте с поразительной скоростью, причем как в стоячем, так и в лежачем положении.
- Его кидает и бросает в разные стороны, тело приобретает невероятную гибкость и подвижность, принимая самые неестественные позы, глаза вылезают из орбит.
- У одержимого демоном человека неожиданно начинаются приступы рвоты и беспричинного возбуждения, он говорит не своим голосом, зачастую на языках, ему не известных, ругается, грозится, произносит хулу на церковь, выкрикивает непристойные слова и оскорбления.
Так было с семьей Бернеров: осенью 1864 года супруги Джозеф и Анна-Мария и пятеро их детей стали жертвой неизвестной болезни, которую не мог излечить ни один лекарь и которую нельзя было назвать никак иначе, кроме как одержимостью дьяволом. Они вели себя так ужасно, что даже родственники боялись заходить в их дом. Аббат Чарльз Брей, осознавая трудность и опасность ситуации, направил к Бернерам трех теологов – экзорцистов: Штампфа, главу семинарии в Страсбурге, главного викария Фрейбургера и ректора университета Шестера. Однако, не смотря на все усилия экзорцистов, промучавшись пять лет, супруги Бернер скончались в 1869 году в состоянии полного помешательства. Зато детей спасти удалось: обряд длился двое суток, после чего экзорцисты представили Аббату подробный отчет обо всех тех жутких сценах, которые им довелось за это время увидеть. Этот случай стал знаменит на весь мир. В Америке, в городе Алсаче, по сей день стоит мемориальная доска, на которой написано: «память о несчастных Джозефе и Анне-Марии Бернер, страдавших и скончавшихся от одержимости демонами в 1869 году».
Однако временами одержимые дьяволом люди способны впадать в другую крайность: часами лежать в одном положение, при этом их тело напрягается, каменеет, так что не один сустав не сгибается, даже если к этому прикладывают усилия несколько человек. Иногда одержимые демоном имеют и могут в течение недели только мычать, шевелить губами и вращать глазами, а иногда они становятся глухи настолько, что выстрел из пистолета произведенный у самого ухо, не способен заставить их даже глазом моргнуть. Помимо этого, давно уже отмечен тот факт, что симптомы одержимости усугубляются и перерастают в неконтролируемые вспышки агрессии при появлении любого предмета, освященного в соответствии с церковным каноном, будь то святая вода, крест, медальон или четки. Приступы бешенства сменяются страхом: одержимые забиваются в самые дальние углы комнаты, воют, стонут, плачут, словно в агонии.
Интересно и то, что демоническая одержимость подозревается экзорцистами в тех случаях, когда у человека открывается дар ясновидения, когда он подвершен неожиданным атакам левитации, когда рядом с ним проявляются бесчеловечные сущности, например, приведения и полтергейст, и «языкознание», когда человек говорит на неизвестном ему языке, который он никогда раньше не изучал.
Тысячелетняя история экзорцизма
В Древней Греции все болезни считались посланной богами карой, и каждая попытка излечения рассматривалась как бунт против обитателей Олимпа. Известно, что Эпикура и Эскина, детей женщины, зарабатывавшей на жизнь изгнанием злых духов, презирали за то, что они помогали матери в ее «нечистой» работе. Это отношение к экзорцистам разительно отличается от принятого на Востоке: в Ассирии и Вавилоне жрецы, изгонявшие демонов, занимали высокое положение при храмах и пользовались уважением, так же, как и факиры – экзорцисты Индии, Персии и Египта. В Вавилоне, после того как жрец подтверждал, что человек одержим, бесноватого купали в воде Евфрата или поливали священной водой из «колодца Бездны», потом приводили в дом экзорциста, обоих облачали в черные одежды, оставляли наедине, после чего жрец совершал обряд изгнания демона из человека.
В Британском музее хранится одно из защитных заклинаний от демонов времен Ашурбанипала, начинающееся словами: «Изыди, коварный демон (экимму)», а при раскопках в Ниневии был обнаружен аккадский труд по экзорцизму под названием «Злые духи».
Египтяне, в свою очередь, считались самыми искусными экзорцистами древнего мира: история изгнания, демона из принцессы Ра-Нефе-ру, жены Рамсеса II, запечатлена на стеле в храме бога Хонсу.
Древние иудеи считали способность изгонять злых духов одним из божественных даров царя Соломона, доказательством его исключительной мудрости.
Основатель движения хасидов Баал Шем Тов считал, что злые силы, или «диббуким», можно изгнать из человека без боя, и разработанный им ритуал экзорцизма до сих пор практикуется иудейскими священнослужителями. В неканонической иудейской литературе содержатся заклинания для изгнания демонов из человека, примеры которых можно найти в Талмуде в книгах Абода Зара и Санхедрин. В Ветхом Завете, в Девятой Книге Судей и в Книге Царей также упоминаются «злые духи, пребывающие в людях». В еврейских хрониках рассказывается о не ком Елезаре, жившем во времена римского императора Веспасиана, который при помощи волшебного кольца изгонял духов из одержимых людей через ноздри.
В Китае на протяжении тысячелетий проводятся церемонии экзорцизма злых духов при помощи святой воды и огня.
В Японии с древнейших времен известен ритуал изгнания демонов Тенга, вселяющихся в человека, питающихся его энергией и вызывающих лихорадку, болезни и агрессию. Древний буддийский ритуал экзорцизма называется «чир-лог» и включает в себя чтение заклинаний и особый танец, отпугивающий злого духа.
Экзорцизм в христианской религии
Однако ни одна религия не уделяла экзорцизму столько внимания, сколько христианская церковь, главным образом потому, что сам Иисус не однократно изгонял демонов из одержимых. В Новом Завете, особенно в Евангелии от Матфея, существует много примеров экзорцизма, и все они базируются на вере в то, что демоны могут захватывать тела людей, заставляя их вести себя самым странным образом. В первом стихе девятой главы Евангелия от Луки говорится о том, что Иисус дал апостолам «власть над злыми духами», которую они использовали, изгоняя демонические сущности из бесноватых людей. Изучая Новый Завет, можно заметить, как относились к одержимости человека во времена Христа: жертв никогда не обвиняли, не критиковали и не считали одержимость свидетельством их греховности. Более того, считалось, что животные, как и люди, могут быть одержимы духами, в одном теле может одновременно находиться множество демонов, духи могут наделять свои жертвы сверхъестественными способностями.
В анналах истории остались тысячи рассказов о том, как несчастный одержимый демоном человек освобождался и возрождался к нормальной жизни после проведения над ним обряда экзорцизма. Святой Бенедикт, достойный, умный и образованный человек, писал о том, что при постройке монастыря, до этого служившей местом проведения сатанинских оргий, ему пришлось столкнуться со случаями одержимости у некоторых монахов и самостоятельно провести обряд экзорцизма. Медальон святого Бенедикта имеется в арсенале каждого экзорциста… как минимум с 1415 года.
Известен случай, когда одержимого демонами человека привели в обитель Сергия Радонежского. Несчастный бился и метался, рвал веревки и даже цепи, выкрикивал непристойные слова, но успокоился сразу же после того, как святой осенил его крестом и прочел молитву. Сущность покинула бесноватого человека, вскоре рассудок окончательно к нему вернулся, и он полностью поправился.
В Англии во времена правления Елизаветы пуританский священник Джон Даррелл прославился на всю Европу как успешный экзорцист, а его наставником был не менее знаменитый иезуитский миссионер Вильям Вестон, проводивший обряды экзорцизма в Испании, Франции и Англии. Осуществлял ритуал экзорцизма и сам Мартин Лютер.
Лучшие экзорцист
Первые экзорцисты, состоявшие на службе христианской церкви, появились лишь в III веке. В 251 году Папа Корнелий упоминает в письме Фабию «пятьдесят двух экзорцистов», состоящих на службе римской церкви, а также говорит о том, что организация их деятельности была осуществлена в 236 году его предшественником, Папой святым Фабианом Мучеником. Чуть позднее экзорцисты упоминаются в Десятом Каноне Антиохского собора в 341 году как занимающие равное положение с дьяконами, и с тех самых пор люди, изгонявшие демонов, составляли уважаемую прослойку в иерархии римской католической церкви. Они воевали с колдунами и ведьмами и излечивали одержимых, руководствуясь древним сводом специально разработанных правил, и при этом проходили серьезную физическую и духовную подготовку. От них требовалась скромность, смелость, выносливость, осторожность и благоразумие: нередко случалось так, что обряды затягивались на шесть-восемь часов, и известны случаи, когда неопытные экзорцисты погибали, будучи не в состоянии вынести подобное испытание. Зачастую погибали, да и продолжают гибнуть и сами одержимые.
Именно потому, что ритуал изгнания злых духов из человека, крепко держащихся за свои жертвы и неохотно их покидающих, представлял физическую, эмоциональную и духовную опасность для его участников, кандидатов в экзорцисты отбирали с особенной тщательностью. Они должны были знать наизусть молитвы и правила проведения обряда, уметь применять оберегающие символы, отличать признаки одержимости от лунатизма, игры воображения и определенного рода болезней, на протяжении долгого периода времени оставаться без еды, питья и сна и, конечно же, иметь благородные мотивы и глубоко верить в Бога.
Экзорцист проводил много времени в молитвах, в течение всего года соблюдал строгий пост, много читал, старательно учился. В целом, церковь сделала все возможное для того, чтобы как можно более надежно оградить институт экзорцизма от суеверий, непрофессионализма и трагических ошибок, а его участников — от травм. Раз за разом повторяется строгое предупреждение: к обряду изгнания духов из человека необходимо относиться со всей серьезностью, в противном случае последствия могут быть ужасны.
Ритуал экзорцизма
С 1614 года, когда с благословения Папы Павла V было создано первое руководство по проведению ритуала экзорцизма, католическая церковь признавала и признает девять способов изгнания злых духов, каждый из которых сопровождается чтением определенных молитв и псалмов.
- Первые три способа применяются в случаях продолжительной одержимости демоном человека;
- четвертый и пятый — закрепляют эффект первых трех, изгоняя из человека остатки нечисти;
- шестой применяется в отношении инкубов и суккубов;
- седьмой, включающий в себя особую «службу» для каждого дня недели, — для домов с привидениями;
- а восьмой и девятый очищают человека от действия колдовских и демонических чар.
При этом на протяжении веков главным оружием экзорциста оставались молитва и заклинание, способные избавить от всех видов демонического воздействия. В крайних, самых сложных случаях церковь позволяла экзорцистам применять черную магию для освобождения человека от злых духов: известна история средневекового немецкого епископа, который вдруг начал страдать от болей, наведенных на него колдуном, и ничто не могло избавить его от мучений. С разрешения Папы епископ обратился за помощью к известной в данной местности ведьме, которая магическими заклинаниями изгнала из священнослужителя мелкого демона, причинявшего тому физические страдания.
Поскольку проведение ритуала всегда считалось небезопасным, экзорцист редко работал в одиночестве, как правило, ему ассистировали по меньшей мере три человека. Первый был молодым священником, сведущим в обряде изгнания демонов. Он должен был взять на себя проведение ритуала в том случае, если погибал главный экзорцист. Второй был врачом. Он помогал экзорцисту усмирять или удерживать жертву одержимости, следил за ее физическим состоянием и, если необходимо, давал лекарства. Третьим был крепкий, сильный человек, как правило, родственник жертвы.
В средние века экзорцист начинал ритуал с того, что обзывал демона самыми ужасными ругательствами в надежде, что он выдаст свое истинное имя. И таким образом передаст часть власти над собой в руки священнослужителя. Попытки заставить демона выдать свое настоящее имя сопровождались вспышками агрессии со стороны одержимого. Бесноватого обмазывали маслом, благовониями и привязывали к кровати или стулу. Ритуал изгнания требовал от экзорциста железной воли и огромных физических сил, так как, по свидетельству очевидцев, одержимые неким таинственным образом всегда оказывались связаны с порабощающими их демоническими сущностями и, как правило, не хотели от них избавляться. От больного же требовалось по возможности очистить мысли и прогнать страх. При несоблюдении этих простых условий успеха ожидать не приходилось. Несмотря на огромное количество способов изгнания зловредного духа из человеческого тела или какого-либо места, общая картина во всех случаях остается одинаковой: экзорцист должен быть священнослужителем, дверные и оконные щели в комнате, где происходит обряд изгнания, равно как и вход в дом, необходимо залить церковным воском. На дверях нужно нарисовать мелом или повесить кресты, в помещении разжечь огонь с благовониями, при этом перед началом ритуала экзорцист обносит дом одной из лучин, произнося молитвы. В каждой комнате со словами: «Я изгоняю тебя, о нечистый дух, во имя Отца, Сына и Святого Духа», разбрызгивается освященная в храме святая вода. Во всех видах христианского экзорцизма для защиты тела было принято «запечатывать» девять его отверстий святой водой, так как считалось, что демоны могут проникнуть в человека с едой и питьем и даже при дыхании. По сей день этот ритуал производится каждым, кто готовится сразиться с дьявольскими силами.
Кстати, в России вместе с возрождением православия в храмах возобновлена практика экзорцизма и проводятся специальные службы — отчитки.
Существует ли объяснение одержимости демоном человека?
Отрицаемая материалистами, она совершенно реальна для каждого, кто верит в существование невидимого мира духов. Возможно, именно поэтому одно из наиболее интересных объяснений феномена одержимости было предложено спиритуалистами, утверждающими, что обитатели мира духов постоянно ищут контакта с живыми, давая о себе знать через наши органы чувств. Духи, с которыми при помощи особых способностей и в определенных обстоятельствах можно установить контакт, нередко выдают себя за души почивших, но в действительности являются разумными, злобными сущностями — демонами или нечистыми духами. Их расчет состоит в том, чтобы, воспользовавшись ситуацией, найти жертву среди участников сеанса и, подчинив ее себе, питаться живой энергией.
Для того чтобы отрицательной энергии было больше (а злым духам нужна именно разрушительная энергия), необходимо поместить человека в экстремальные условия: в этом и лежит причина тех страданий, которые выпадают на долю одержимых. Недаром духи чаще всего избирают домом объект, связанный с негативными переживаниями: кладбища, дома, в которых происходили трагедии и убийства, «нежеланных» детей, последователей сект и культов. Более того, опыт показывает, что каждый второй одержимый участвовал в свое время в спиритических сеансах, пользовался гадальными досками, занимался оккультными науками: ведь мало уметь вызвать духа, нужно еще и уметь защититься от него. Как писал известный исследователь Арктики и частый посетитель спиритических сеансов доктор Кейн:
«Бойтесь духов, так как спиритизм открывает дорогу к одержимости».
Одним из наиболее интересных симптомов одержимости, свидетельствующим в пользу сверхъестественной природы феномена, является уникальная осведомленность больного: он знает важные вещи, которые не могут быть ему известны. Он знает подробности личной жизни совершенно незнакомых ему людей, тонкости самых разных наук и ремесел, события, происходящие в отдаленных местах. Объяснить этот феномен с научной точки зрения невозможно. Но экзорцисты считают, что такое «невозможное знание» или «предвосхищение» принадлежит не самому человеку, а поработившему его духу, потому и выплескивается оно лишь в те минуты, когда одержимый «уступает себя» демону, то есть говорит не своим голосом и не от своего лица, и никогда в нормальном состоянии. Невозможное знание часто встречается и среди людей, считающихся душевнобольными, и тоже исключительно во время приступов, и поскольку медики объяснить наличие «предвосхищения» не могут, возможно, стоит задуматься над тем, что «знающие» люди нуждаются в помощи не психиатра, а священника. Недаром ведь, согласно официальной мировой статистике, экзорцисты оказались в состоянии помочь довольно большому числу людей с диагнозами «шизофрения» и «эпилепсия», в действительности страдавшими от одержимости.
Прежде чем экзорцист подтвердит истинность одержимости демоном человека, обратившегося к нему за помощью человека, больному приходится пройти ряд испытаний и многое рассказать о себе. И такое практикуется не только сегодня, так было и сотни лет назад. Уже в XV веке теологи предупреждали экзорцистов о том, что необходимо быть крайне осторожными при «постановке диагноза», поскольку, как писал святой Альфонс Лигори, «в большинстве случаев одержимость является лишь игрой воображения, выдумкой или слабостью». В наше время церковь настаивает на том, чтобы экзорцисты обучались основам психологии, знание которых поможет отделять симптомы истинной одержимости от различных проявлений психиатрических заболеваний. Многие странные, ненормальные формы поведения, связываемые с одержимостью, например, пена изо рта, агрессивность, голосовые изменения, сильнейшие судороги, галлюцинации, могут быть вызваны и душевными заболеваниями. В то время как многие «истинно» одержимые могут вести себя тихо, спокойно и ничем не отличаться от всех остальных людей.
Экзорцисты в наши дни
В 1999 году Ватикан впервые за последние 350 лет издал новый, пересмотренный сборник правил проведения обряда экзорцизма на семнадцати страницах, переведя его с латыни на основные мировые языки. До этого пересмотр сборника осуществлялся Собором в 1614 году. Главными в новом издании стали пункты, гласящие, что экзорцисты должны проводить больше времени в молитве с одержимым, что ритуал избавления одержимого человека от демона можно проводить только с разрешения епископа и только в отсутствие представителей средств массовой информации. Изгоняющим духов священникам запрещается давать интервью, рассказывать о ритуале экзорцизма и о себе. Помимо этого, правила требуют, чтобы весь обряд проходил в спокойной обстановке при полном контроле со стороны экзорциста: «при ритуале не должны наблюдаться истерия, искусственность, сенсационность и театральность». Как и раньше, обряд начинается с общих приготовлений, молитвы, благословений и кропления святой водой, накладывания рук на одержимого и рисования креста.
Ритуал экзорцизма начинается со слов «Я приказываю тебе, Сатана…», а заканчивается приказом «Изыди!». Само же описание ритуала экзорцизма занимает девяносто страниц и книга называется «Обо всех видах экзорцизма», теологи и священники Ватикана работали над ним последние двадцать лет.
Новый вариант обряда экзорцизма сохранил символизм и язык средневековья. О том, что Ватикан крайне серьезно относится к древнему ритуалу, свидетельствует тот факт, что в 2000 году Папа Иоанн Павел II лично помогал изгонять демонов из девочки, которая «говорила языками» и чужими голосами, демонстрируя самые разные признаки одержимости. После проведения ритуала экзорцизма священниками, Папа благословил ребенка, и девочка была объявлена излеченной. Этот случай не единственный: в 1982 году Иоанн Павел провел успешный обряд экзорцизма вместе с кардиналом Жаком Мартином. Об излеченной женщине известно лишь то, что ее звали Франциска Фабрицци. Главный экзорцист Рима Габриэль Аморт провел сотни ритуалов изгнания демонов, в том числе и в присутствии Папы. Аморт считает ошибкой современных священнослужителей недостаточно серьезное отношение к экзорцизму и советует им не жалеть соли, масла и святой воды в борьбе со злыми духами. Главный экзорцист Нью-Йорка отец Джеймс Лебар утверждал, что на протяжении последних тридцати лет проводит обряд экзорцизма не реже 30—35 раз в год. Однако самым сильным экзорцистом по праву считается отец Кандидо Амантини, который вплоть до своей кончины в 1992 году проводил обряды изгнания духов из человека практически ежедневно, более того, в очередь к святому отцу выстраивалось по шестьдесят человек в день! Известно, что во время последнего своего ритуала отец Амантини сказал духу, мучавшему девушку: «Изыди! Господь уже давно приготовил для тебя большую раскаленную печку!», на что демон ответил: «Ты не знаешь, о чем говоришь! Не Бог придумал ад, Он даже не задумывался над этим. Ад создали мы!».
Ведущий мировой экзорцист отец Джереми Дейвис, который до принятия сана был врачом, утверждает, что рост активности церкви в последние десять лет привел к тому, что с каждым годом число совершенных обрядов экзорцизма неуклонно увеличивается, и что экзорцисты давно не были так загружены работой, как в наши дни. Дьявол все заметнее укрепляется в современном мире, пороки процветают, стремительно растет количество сект, все явственнее проявляется общая религиозная непросвещенность, и – это ведет к тому, что все большее число людей нуждается в помощи экзорцистов. Согласно отцу Дейвису, «человек пытается построить новый мир без Бога, новую Вавилонскую башню и уже начинает пожинать плоды своей гордыни и глупости».