Экологисты с их приверженностью к академической науке выстраивают систему взаимодействия человека и природы на основе признанных наукой закономерностей. Общество, по мнению экологистов, обязано позаботиться о создании такого социального порядка, который в состоянии обеспечить нормальное функционирование экосистемы и не допустить экологической катастрофы. Теперь держись, неофит, следующая фраза просто убойная: идея экосистемного холизма сочетается у экологистов с концепцией биотического функционализма. В переводе это означает, что защита природы адекватна защите самого человека как вида в той мере, в какой взаимодействие человека со средой обитания способствует его выживанию. Экологисты уповают на то, что демонстрируемые ими образцы экологически грамотного поведения подвигнут общество на переоценку ценностей и приведут к восстановлению утраченной гармонии.
Это ли не современная утопия? Более половины населения Земли сегодня обитает в мегаполисах и крупных городах. За последние полвека городское население умножилось более чем в четыре раза. Число городов с населением свыше 5 млн. человек стремительно приближается к 50 (для сравнения: население Земли в период палеолита составляло 1 млн. человек). Человек во всех его проявлениях, утверждал Владимир Вернадский, составляет определенную и закономерную часть биосферы. Определенную – да, но насколько – закономерную? Сегодня именно урбанизация является основным фактором загрязнения природной среды – до трех четвертей общего объема загрязнения. По данным Greenpeace, шлейф загрязняющего и теплового воздействия над мегаполисами временами растягивается до 50 км, охватывая при этом площадь до 1000 кв. км. Еще в большей степени, ем мегаполисы, угрозу природному балансу являют собой городские агломерации. Вроде тех, что образовались вокруг Нью-Йорка, Мехико, Сан-Паулу и ныне подобно лаве обтекает Москву. Рост населения в агломерациях бесконтролен, и власти не в состоянии его регулировать.
Не в этом ли заключается главный вклад человека в биосферу?
Вернадскому принадлежит теория коэволюции, согласно которой общество и природа составляют социоприродную систему, где гармоничное развитие одной части немыслимо в ущерб гармоничному развитию другой. Академик Николай Моисеев в свое время подтвердил, что согласованность человеческого поведения с требованиями стабильности окружающей среды -отличительная особенность наступающей эпохи. Академик, однако, забыл указать, в чем именно выражается подобная согласованность и сколь быстро эта эпоха наступит.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
К проблемам мегаполисов, причиняющим ущерб экологии самого человека, американские экологисты относят загрязнение воздуха, неоправданное потребление энергии, утилизацию отходов, автомобильные пробки и высокий уровень шума. Однако более всего их беспокоит утрата человеком связи с естественной средой обитания.
Исследования в данной области привели экологистов Чикагской школы к выводам, которые многие сочтут излишне мрачными.
В широком плане эти выводы сводятся к тому, что каждый новый источник приумножения своего могущества на земле был использован человеком так, что перспективы его потомства значительно сузились. Прогресс был достигнут ценой такого ущерба окружающей среде, который сегодня нельзя ни исправить, ни возместить.
Короче говоря, культурные и социальные блага, которые приобретает житель мегаполиса, несравнимы с тем вредом, который он причиняет собственной экологии. Заметим, несравнимы в глазах исследователя. Впрочем, в глазах среднего жителя мегаполиса тоже несравнимы, но лишь по той причине, что он их попросту не сравнивает. Этот парадокс объясняет американский психолог, бихевиорист Беррес Скиннер: Мы можем видеть, что организмы делают с окружающим их миром, когда они берут из него то, в чем нуждаются, или защищают от его опасностей, но гораздо сложнее увидеть, что этот мир делает с ними.
Решаема ли подобная проблема вообще? Например, посредством ограничения или самоограничения в потреблении культурных и социальных благ, которыми изобилует большой город. Возможный ответ находим у французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма: Каким образом мы можем определить ту степень благополучия, комфорта и роскоши, к которой может законно стремиться человеческое существо? Ни в органическом, ни в психическом строении человека нельзя найти ничего такого, что могло бы служить пределом для подобного рода стремлений. ****