Два уникальных события

Смотреть на видео про установление христианства Константином

 

Статус гипотезы, использованной историком в процессе его исследования, представляется замечательно сходным со статусом гипотезы, использованной естествоиспытателем. Возьмите, например, знаменитый диагноз Макса Вебера об отношениях между протестантизмом и капитализмом. Никто сегодня не назвал бы его определение законом, хотя, возможно, оно могло считаться таковым в более ранний период. Эта гипотеза, обновленная до некоторой степени в ходе исследований, стимулированных ею, несомненно, увеличила наши познания в области, как капитализма, так и протестантизма.

Само использование языка толкает историка, как и естествоиспытателя, к обобщениям. Пелопонесская война и вторая мировая война, были, совершенно различны, каждая из них была особенной. Но историк называет и ту, и другую войнами, и только доктринер будет возражать против этого.

Когда Гиббон писал об установлении христианства Константином и о возникновении ислама как о революциях, он обобщал два уникальных события. Современные историки поступают точно так же, когда пишут об  английской, французской, русской и китайской революциях. Историк, на деле, заинтересован не в особенном, а в том, что есть общего в особенном. В 20-е годы дискуссии историков о причинах войны 1914 г. обычно базировались на предпосылке, что она разразилась либо из-за неумения дипломатов, работавших в обстановке секретности и вне контроля со стороны общественного мнения, либо из-за прискорбного разделения мира на территориально суверенные государства.