ДУХ НАРОДА

ДУХ НАРОДА
ДУХ НАРОДА

Чтобы отдать себе отчет в функциях организма, таким образом, анализированного, следует добавить еще следующее: роли, здесь распределенные, могут быть совершенно изменены в силу инициативы, предоставленной человеку при организации общества; каждый из девяти органов, перечисленных согласно их природному назначению, может получить какую-нибудь из восьми других функций: например, народ может принять на себя обязанности духовенства или законодателя и т. п. Но, во всяком случае, никакое общество не может функционировать, даже существовать без верховного правителя, составляющего его сердце (какого бы рода ни был этот правитель); без него собрание граждан представляет стадо, дошедшее до состояния разложения.

С другой стороны, вследствие симметрии, существующей естественным образом между различными общественными органами, вследствие уже того факта, что один из них играет духовную роль в одной из трех своих форм, последняя степень по необходимости приписывается  органу,  симметрично  ему   противоположному   по отношению к центральному главенству: например, если человеческая сила становится духовным элементом, то законодатель  будет ему подчинен, а с ним и обе другие духовные силы: храм и школа, и национальное представительство . в то же время его непосредственными помощниками будут: народные собрания  и сам народ. Пример такой социальной организации мы видим в истории Рима, когда войско назначало по своему произволу императоров; священство  и сенат  были рабскими пособниками власти, принадлежавшей, в сущности, массе народа, подкупленного подачками и зрелищами, и собранию солдат, привлекаемому щедростью кандидатов.

Так зарождаются разновидности конституций.

Много было споров о том, какое государственное устройство наилучшее. На основании магической науки или, лучше, предания, никакая социальная форма не может быть нормальна, если она основана на злоупотреблении правительственной функции какими-нибудь другими элементами; из всевозможных комбинаций существует только одна, не допускающая злоупотребления должностью; одна только нормальна: это та, где каждый орган исполняет обязанность, ему естественным образом принадлежащую, как это только что было указано, и где, следовательно, все общественные элементы привлекаются к участию в общей жизни согласно их способностям.

В такой организации только четыре органа кроме верховного правителя представляют собственно власть: это законодатели, советники, правители (директора) и военная сила (полиция, армия и т. д.); роль остальных четырех чисто влиятельная, но не менее важная. Священство обладает авторитетом; оно, так сказать, руководитель общественной совести. Общественное собрание (дума) выражает нужды, страсти, инстинкты народа; придает им телесность, органическую ценность посредством своих делегатов и национального представительства. Настоятельная обязанность правительствующих органов заключается в исполнении национальной воли, выраженной двойным проявлением высшего духа и природы; роль верховного властителя состоит в том, чтобы обеспечить исполнение, принятое законодателем как выражение этой народной воли.

К этим условиям, объясняющим разновидности социального строя, должно присоединить и происходящие в духе народа; на них не было остановлено внимание, потому что они существенно не изменяют предыдущих распределений. Последние не являются воплощением народного духа: он в них иногда проявляется и может в них всех господствовать.

Дух народа может разлагаться на четыре разновидности, всегда соответственных основному кватернеру; смотря по тому, в сторону чего направляется проявление человеческой деятельности – поэтому различается:

1) Народ-теократ, у которого преобладает элемент духа религиозного; таковы: Индия, Египет, Евреи.

2)        Автократия (самодержавие); она исходит из элемента психического, руководится стремлением удовлетворить благородные страсти, исходящие из воодушевления личной воли. Таковы народы-победители, народы-властители, как то: Ассирийцы, Персы, Древний Рим.

3)        Плутократия также относится к психическому порядку, но с преобладанием материальных стремлений, которые находят свое удовлетворение в промышленности и торговле. К этому отделу должно отнести Финикию, Карфаген, Венецию, Голландию, Англию (древняя Греция может быть также сюда отнесена, имея отношение и к предыдущему классу из-за своего культа прекрасного, что возводит ее до Теократии).

4) Физиократия с преобладанием элемента телесного предается особенно его осуществлению в обработке материала, в культуре его.

Для этого класса может служить примером Китай. Эти подразделения могут комбинироваться с предыдущими таким образом, что народ-плутократ избирает для себя монархическую форму (такова Англия), аристократическая форма народовластия в Венеции, республиканская в Карфагене; между этими категориями также возможны комбинации, которые увеличиваются разнообразными оттенками.

Спрашивается: в каком порядке времени сменялось столько общественных комбинаций и народных форм; какими причинами они обусловливались; как они зарождались, долго ли жили и кончили ли они свое существование? На все эти вопросы отвечает история. Для оккультиста они составляют социальную биологию, законы которой управляются теми же принципами, как и весь космос, то есть, двойным действием духовной инволюции (воплощения) и природной эволюции, которые приводят к прогрессу человечества, осуществлению божественной воли.

Таким образом, получается оккультная философия истории; она состоит в распознавании различных народных и национальных типов, в определении того, как и почему они сменялись в течение времени, каковы фазы их жизни и причины их исчезновения сравнительно с основными законами жизни, начертанными преданием по знакам зодиака.

Историческая Астрология представляет весьма важную часть этой эзотерической философии истории: но не вмещает ее вполне, ибо, если человек подчинен провиденциальным законам космоса и его циклическим периодам, если, с другой стороны, он подчинен роковым неизбежностям законов природы, то воля его все-таки не лишена широкого значения с соединенной с нею ответственностью во всех видах болезней и смертей.

Наконец, магу предстоит задача вывести из этих биологических исследований общее поступательное движение человечества к его высшим предназначениям, вывести его законы, объяснить при этом освещении смену народностей, рас, наций и империй на протяжении астрологических циклов, указанных преданием и представляющих как бы возрасты божественной жизни, переживаемой космическим человечеством.