ДУША ЧЕЛОВЕКА

ДУША ЧЕЛОВЕКА
ДУША ЧЕЛОВЕКА

Душа человека есть орган, в котором сходятся идеи и ощущения, чтобы в ней получить толчок к осуществлению в реальном мире. При этом могут быть три результата: или духовное слово подействует одно на душу (в этом случае толчок к исполнению называется инстинктом) или же ощущение одно воздействует на психическое слово {в таком случае получится лишь вожделение). Но если идеи и ощущения встречаются в душе одновременно, причем их стремления не согласны между собою, то между ними неизбежно происходит столкновение, которое психическое  слово должно прекратить. В этом именно случае следует назвать его волею. Действительно, воля заключается в решении, принятом душою человека относительно побуждений, возникших в ней одновременно от разума и материальных ощущений. Между тем, слово воля прилагается ко всем распоряжениям души человека, направляемым на нервный элемент с целью быть выраженным внешним актом; но в действительности эти импульсы, инстинкты и вожделения, как бы они ни были многочисленны в обыденной жизни, представляют из себя только рефлективные акты организма, в которых существенная природа человека не принимает участия; роль человека в природе требует, чтобы он поскорее уменьшал число этих рефлексов, потому что они должны совсем исчезнуть из его совершенной творческой деятельности.

Взятая во всем ее объеме, воля подобна решению думы, составленного из всех элементов: растительных, животных, нервных, психических и ментальных, входящих в состав нашего организма. Прения в этом собрании часто бывают бурные, и обыкновенно решающее значение оказывается на стороне наиболее пылких, а наиболее мудрые получают мало сторонников. Наша воля еще очень несовершенна и потому весьма подвержена господству случайности; однако, она способна к совершенствованию и развивается при посредстве жизненного опыта.

Впрочем, она редко изменяется во всем своем объеме. Для каждого индивидуума, по крайней мере, при его рождении, она сосредоточена преимущественно на одном из составляющих его органов (на одном из теп, в одном из нервных элементов и т. д.) и еще более специально на каком-либо подразделении этого органа. Значение ее в человеческом существе характеризует каждого индивидуума, так же как и относительная чувствительность психического и нервного слова, или их различных частей. Отсюда и происходит то, что мы называем личностью (persona, маской, характеризующей специальную роль, которую существо будет играть в активной мировой жизни).

Разновидности человеческой личности обыкновенно разделяются на четыре главные отдела, называемые неудачно человеческими темпераментами, именно: нервный (называемый также меланхолическим), желчный (или холерический), сангвинический и лимфатический.

Подобно тому, как дух влияет на форму материи, темперамент, называемый также сигнатурою (отпечатком) личности, отмечается в каждом из нас всеми анатомическими и физиологическими деталями тела: чертами лица, их обычной подвижностью, общим строением, жестами, походкой, даже формою рук и проходящими на них линиями. Известно, что особые прикладные науки занимаются распознаванием этих характерных признаков личного темперамента, сводя их к семи типам существ, о которых выше упоминалось.

Воля для внешнего выражения своего могущества располагает особенной силой, присущей физическому организму и способной экстериоризироваться так, чтобы влиять на аналогичную ей силу других организмов; эту силу теперь называют животным магнетизмом, но лучше бы называть ее биологической силой, так как она встречается в каждом живом теле как растительном, так и животном. Известно, какую роль играет магнетизм в настоящее время в науке, благодаря трудам многочисленных и знаменитых специалистов; он еще лучше был известен и применяем древними учеными с незапамятных времен. Кроме того, воля может действовать также непосредственно на эту силу, под ее древним названием мировой души, и при ее помощи изменять, преобразовывать, даже превращать материю органическую или неорганическую; эта способность воли, отличная от магнетизма, гораздо менее известна на западе: но восток сохраняет все ее тайны, которые переданы ему в отдаленнейшие времена; в них содержится основание всех операций, называемых магическими, о которых речь будет впереди.

Наконец, ощущения, получаемые нашим нервным физическим аппаратом при помощи его пяти обыкновенных чувств, не составляют совокупности всего, доступного человеку; другие части его организма могут сообщаться с соответствующими им видами космической материи, подобно тому, как физические чувства связаны с физической материей. Итак, в человеке существует целая серия высших чувств, хорошо известных древним и восточным ученым, а в настоящее время встречающихся среди нас в скрытом состоянии, но могущих развиться при помощи соответствующей практики: их означают именем ясновидения, яснослышания и других еще более тонких ощущений; они составляют предмет особого отдела магической науки, далеко немаловажного.

Жизнь должна стремиться к тому, чтобы прочно установить центр психической тяжести в его нормальном положении и уравновешивать эмоции низшего и высшего порядка вокруг этого центра таким образом, что бы распоряжения слова психического, отдаваемые слову нервному, были бы всегда приноровлены к требованиям всемирной идеи; но при этом так, чтобы нервное слово было подчинено психическому, для которого оно должно быть пособником, но не распорядителем. Такое именно состояние устанавливает мудрость; им одним обусловливается единство человеческого существа только при достижении последнего человек, делаясь нераздельным, становится бессмертным даже в физическом теле. Все другие науки, все другие эволюции должны быть подчинены этой составляющей их конечную цель; она есть конец и смысл существования всякого посвящения, т. е. всякого воспитания, основанного на магической науке.