Самый длинный и строгий пост, из всех, установленных православной церковью – Великий. Продолжительность его составляет шесть недель плюс Страстная неделя, а степень строгости православного поста перед Пасхой такова, что в некоторые дни нельзя есть даже растительное масло. Но зачем нужны такие страдания, спросите Вы, и всем ли нужно так себя истязать? Если обратиться к истории или классической литературе, то мы можем узнать, что наши предки действительно постились очень строго, досконально соблюдая церковный устав. При этом они умудрялись тяжело работать и регулярно посещать церковь. Сегодня далеко не каждый человек способен на такие подвиги – и строгий пост держать, и на работу ходить. Кто-то обвиняет в этом плохую экологию, кто-то – духовную слабость современных православных христиан, – не будем вдаваться в глубокий анализ, а поговорим лучше о том, кем устанавливается строгость поста.
Возможно, Вам будет интересно, что подробное установление о том, что можно есть в строгий пост православному верующему, содержится в Типиконе – книге, которая много столетий подряд расписывала жизнь православных христиан практически по пунктам.
Что можно есть в строгий пост по церковному уставу?
Типикон – это книга, основываясь на которой, создаются современные православные календари постов, подсказывающие верующим, как питаться в тот или иной постный день. Если Вы открываете церковный календарь и читаете приблизительно такую фразу: строгий пост, положено сухоядение, – знайте, что взята она из Типикона. Что такое сухоядение? Это такой режим питания, при котором запрещено есть не только растительные масла, но и вареную, а также приготовленную любым другим способом еду.
При сухоядении в строгий пост можно есть хлеб, злаковые хлебцы, сырые овощи и фрукты, орешки всех видов, мед – все продукты, которые можно употреблять в таком виде, в котором их создал Бог. Такая пища положена в отдельные дни Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского постов, а также по средам и пятницам каждую неделю, кроме сплошных седмиц. Согласно Типикону, существует и еще более строгий пост – полный отказ от пищи, который предполагается в первые четыре дня Великого Поста перед праздником Пасхи. Нужны ли современным мирянам подобные подвиги? Большинство православных священников ответит – нет, и не только не нужны, но и категорически запрещены.
Строгий пост: польза или вред для православного?
Почему же современным христианам не стоит ударяться в крайности, фанатично следуя установлению Типикона про проведение строго православного поста? Прежде всего из-за режима нашей жизни. Большинство из нас живет в мегаполисах, очень много времени тратя на передвижение по городу с работы и на работу, а иногда и по работе. На физическую усталость накладывается эмоциональная от пребывания в общественном транспорте и вынужденным общением с огромным количеством людей, которые далеко не всегда приносят позитивные эмоции. Если наложить на это еще и строгий пост, то дело может закончиться не пользой для души, а раздражительностью и нервозностью – как раз теми состояниями, с которыми во время поста как раз следует бороться.
Наши предки держали строгий пост совершенно в других условиях: в большинстве случаев они жили на свежем воздухе, на особо далекие расстояния не перемещались: с поля в дом, да и церковь вон недалеко, слышно, как колокола звонят. Кроме того, строгим уставом Типикона чаще всего пользовались в монастырях, а для мирян делались поблажки. Именно поэтому сегодня о том, что можно есть в строгий пост, лучше спрашивать у своего духовника, а не пытаться взваливать на себя непосильную ношу.