Чудесами обставлялось основание многих монастырей. Здесь вскрывается любопытная закономерность, до сих пор не привлекавшая специального внимания. Чудеса неодинаковы в разные эпохи и играют в культе неоднозначную роль, выявляя различия в деятельности монастырей в сменяющиеся исторические периоды. Чудеса, связанные с основанием новых монастырей, не характерны, например, для древнерусского государства. Там это обычно акт даже не церковной, а княжеской власти. Нужен монастырь – его строят, оборудуют храм, кельи, службы, обеспечивают вкладами. Чудо здесь обычно излишне. В нем нет необходимости. Исчезают за редким исключением чудеса и при основании монастырей в синодальный период. С середины XIX века основывается монастырь за монастырем, но все это проходит по административным каналам, с неизбежной бюрократической волокитой и представлениями в епархию различных справок, ходатайств, канцелярским делопроизводством губернских управ и землемерами в полях. Настоятель вводится во владение, открывается текущий счет монастыря в банке, – словом, хватает хлопот, при которых чудо – вещь излишняя, если не прямая помеха делу. И чудес не происходит. А вот в промежутке между двумя этими эпохами, особенно в XV – XVII веках, чудо при основании монастыря – почти правило, а его отсутствие – чудо.
На берегу озера находит икону Троицы Никола Клименецкий. „Неведомый голос” объявляет ему, что он должен основать на этом месте монастырь. Дедова пустынь возникает на месте явления иконы Троицы иноку Ионе. Святогорский монастырь основывается по явлению иконы богородицы. Даже двух икон. С явлением первой что – то недодумали, и вскоре была обретена вторая икона с четкими указаниями по строительству монастыря. Валуйский Успенский монастырь основан на месте обретения иконы Николая чудотворца. Святогорский и Валуйский – примеры монастырей на службе государства. Первый – форпост Москвы в период ликвидации псковских вольностей, а второй создан по указу Михаила Романова в 1613 году. Явлением иконы и торжеством закладки нового монастыря первый из Романовых заявлял об особом покровительстве небесных сил новой династии.
Не случайно избрана икона св. Николая – она, из числа, самых, распространенных в культе, „народная”, если можно так выразиться, икона.
Структурная особенность чудес: явление иконы обычно, если монастырь основывается при активном участии светских властей достаточно высоких. Если место для монастыря ищет лицо не первостепенное, например, простой инок, то обретение иконы – редкость. Здесь чудо приобретает вид явления небесных сил, дающих указания об основании монастыря. Эти явления бывают и наяву, но чаще – во сне. Так, по явлению св. Николая монаху основан Николо – Шартомский монастырь, по „чудесному видению инока” – Петровский – Николаевский в Саратовской губернии. Примеров множество. Церковь использовала иконы для чудес, когда церковная и светская власти действовали наверняка. В тех же случаях, когда новая обитель могла не прижиться, например, от сопротивления местных жителей, из – за нежелания окрестных монастырей потесниться – причин хватало, – икона не являлась. В случае неуспеха видение оставалось на совести рядового инока. То ли он увидел во сне не то, что следовало, то ли бес его попутал. Нежелательный „соблазн” сводился к минимуму. Икона тут могла только навредить.
Иногда чудо используется как идейное подкрепление в случаях сомнительных. В конце XIV века ростовские вольнодумцы вынудили оставить епархию епископа Иакова, даже изгнали его из города. В церковной брошюрке начала нашего века написано: „Скорбя о происшедшем, святитель, выйдя из Ростова, подошел к озеру, снял с себя мантию, бросил ее на воду, встал на одежду и поплыл по озеру…” Мантия причалила неподалеку – Иаков на этом „свыше указанном” месте строит церковь. Так основался Спасо- Яковлевский монастырь.