Ваджраяна в переводе с санскрита – алмазная колесница, течение эзотерики в махаяне – одном из направлений буддизма.
Есть взгляды в литературе о том, что ваджраяна является третьей ветвью буддизма, наравне с ханаяной и махаяной. Появилась ваджраяна не позднее этих направлений.
Тибетский буддизм в основном связан с разными типами ваджраяны. В Китае и Японии они также распространены.
Тантры – тексты священного содержания в ваджраяне, где повествуется о свято хранимых истинах Будды.
Основу ваджраяны составляет фундамент доктрины махаяны о дхармическом теле.
Абсолют – Будда образно делится на пять частей, которые называют пятью Буддами.
Пять граней мудрости в своем совершенстве, что сравнима алмазом, от которого произошло название.
Все, что происходит в мироздании – это действия Будды, которые выражаются в его телесной и мысленной динамике его, проповедях.
Действия Будды Вселенского трех видов следует выполнять, чтобы раскрыть в себе глубокую природу:
• Сидя в позе «лотоса» выстроить пальцы рук нужным образом в виде мудр,
• Читать и пропевать мантры,
• Практиковать медитации.
Смысл реализации состояния Будды состоит в обретения совершенства, завершенности, объединение мужского и женского начал.
Махаянское течение отличается во взгляде на реализацию природы Будды. Здесь она постепенна в ходе обучения, а не моментальная, молниеносная.
В ваджраяне связывается обучение буддиста с ритуальным посвящением, контролируемым мудрым учителем.
Европейские люди в XIX веке веке, понявшие важнейшее значение наставника – ламы в тибетских практиках буддизма, начали называть религию «ламаизм».
Ваджра символизирует твердость, несвергаемость, истину буддийских учений. Тантризм относит тело к составляющей духовности, отдавая ему центральное положение в своих практиках, что отличается от других направлений, где тело мешает освободиться от бесконечных перерождений.
Исполняемые последователем ваджраяны мудры осуществляют буддийскую природу в его теле. При пропевании и проговаривании мантры, Будда проявляется в речи. Наблюдение за божеством, отображенным на мандале, осуществляет проявление Будды в уме, а затем и в сущности.
Так личность человека становится Буддой, реализуя свою священную сущность благодаря исполнению ритуалов. Развитие в ваджраяне происходит не только в ритуалах, но и в философии.
Сборники всей буддистской литературы – это Ганжур – правила в качестве сочинений и Данджур, где написаны комментарии к этим сочинениям.