Ветхий завет Библии или Танах считается основной канонической книгой в иудаизме, а самой важной ее частью называют Тору, Пятикнижие Моисея. К третьему веку нашей эры иудейские богословы написали комментарии к Торе, которые назвали впоследствии Мишной, то есть повторением закона. Кроме того, позже была создана Гемара, суть ее – углубленное комментирование уже самой Мишны. А вместе они образуют так называемый Талмуд, который вместе с Торой определяют все аспекты жизни еврея, в том числе сюда входят даже положения об этике, морали, гражданском и уголовном праве. В талмуде выделяют взаимосвязанные между собой галаху и агаду. Это, соответственно, закон, определяющий аспекты семейной, религиозной и гражданской жизни и закон о духовных основах религии.
Вообще, чтение Талмуда считается очень важным и ответственным процессом, который разрешен исключительно для евреев. Причем это не просто запрет. Так, в трактате «Синедрион» говорится о том, что любой не еврей, который начал изучать Талмуд, заслуживает смерти.
Основная особенность иудаизма это учение о роли еврейского народа, который, согласно Талмуду, даже приятнее Господу, чем ангелы и стоит выше всех остальных народов.
Отвергнув Христа, евреи сами накликали на себя беду – это стало причиной разрушения Иерусалима в начале второго века, а сам иудейский народ оказался разбросан по миру.
Средневековый трактат «Диспут Нахманида» 1263 года упоминает о том, почему иудеями не был принят Христос в качестве Мессии. Так, у Иисуса не было власти, он был гоним врагами, и был вынужден постоянно скрываться. В то время как пророки утверждали, что он будет править «от моря до моря». Кроме того, агада довольно подробно описывала то, как Мессия-властитель подавляет восстания и неповиновения, чего Христос по определению делать не мог, так как, повторюсь, не владел ни одним государством.
Иудаизм акцентирует внимание на достижение реальных, земных целей, в отличие от христианства, проповедующего почти не достижимые идеалы.
Вести о Царствии Божием было недостаточно для удовлетворения тех, кто ждал вполне материального благополучия и вполне реального царства, в котором бы все иные народы были в подчинении у евреев.
Когда иудеи оказались разбросаны по всему свету, в промежутке между вторым и шестым веком происходит образование талмудизма, которое характеризуется систематизацией всего культа иудеев, постепенно превращающегося в своеобразную систему предписаний, местами даже чересчур подробных.
Евреи должны были подчеркивать свою принадлежность к божьему народу, например, иметь бороду, отпускать пейсы и носить кипу, а также обязательно проходить обряд обрезания. В это же время происходит формирование Каббалы, в которой ведущая роль принадлежит оккультизму. Так, многие вопросы из Библии были совершенно перетолкованы в совершенно мистическом освещении.
Талмуд развивает идею о том, что человек первоначально был присущ гермафродитизм, а разделение полов произошло много позднее и, собственно, только тогда появились Адам и Ева. Такой подход на самом деле полностью исключает восприятие человека как личности и является целиком и полностью языческим.
В Талмуде возрождены, в том числе, пантеистические убеждения, например, то, что душа евреев создана из божественной сущности, а те евреи, которые при жизни не достригли совершенства, перевоплощаются в телах не евреев.
Начиная приблизительно с шестого и по тринадцатый век, возрастает роль раввинов. Это толкователи закона и старейшины иудейских общин.
После разрушения Иерусалимского Храма жертвоприношения были заменены молитвами.
Для того, чтобы их совершать они стали собираться вокруг своих учителей – раввинов. Так возникли синагоги. Это собрание евреев с целью изучения Торы, Талмуда и совершения всех необходимых молитв. Никаких особых условий такой обряд не требует, в отличие от публичного богослужения, которое может совершаться только в присутствии, как минимум, десяти евреев мужского пола, которые уже достигли тринадцатилетнего возраста. Они образуют миньян.
В синагогу входит не только раввин. Ее членами также считаются хазан – еврей, который ведет общественную молитву; шамаш – служка, который обязан следить, чтобы в синагоге всегда был порядок и чистота; габай – человек, занимающийся финансами и решающий все административные вопросы.