Деньги еще не завладели нами настолько, чтобы мы думали о них днем и ночью, но днем многие из нас думают о них постоянно. Тем более что государственная власть выбросила лозунг: обогащайтесь, а в качестве теоретической базы использовала дилемму: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Когда же некоторые стали обогащаться не за счет собственного труда и способностей, а опустошая кошельки тех, кто польстился на быструю выгоду, власть имущие полюбили говорить про бесплатный сыр в мышеловке, и делали это столь часто, что становилось неловко за них.
Деньги заставляют о себе думать, когда их нет.
Но интереснее то, что думают о деньгах те, у кого они есть. Жан-Луи Серван-Шрайбер, французский магнат и автор хорошей книги «Ремесло предпринимателя», утверждает, что предприниматели в большинстве своем относятся к деньгам едва ли не с презрением. Одни полагают, что деньги не более чем мерило успеха; другие видят в деньгах лишь средство достижения намеченной цели; третьи убеждены, что деньги оглупляют и большинство богачей – зануды. При этом Серван-Шрайбер с нескрываемым восхищением рассказывает о предпринимателе, который нанимает в Эль-Риаде самолет до Нью-Йорка, с единственной целью, успеть до полудня оприходовать, полученный им в качестве аванса, чек на 340 млн. долларов, не желая потерять 170 тысяч долларов ежедневного дохода.
Наибольшая привлекательность денег, по мнению Сервана-Шрайбера, заключается в том, что они обеспечивают независимость и могущество. Немаловажно и то, что деньги сберегают время. Некоторых деньги Делают счастливее, но никого, полагает Серван-Шрайбер, деньги не сделали умнее или привлекательнее в глазах публики. Здесь Серван-Шрайбер заблуждается. Сто миллиардов долларов мифологизировали личность Билла Гейтса, и суть мифа о Билле Гейтсе заключается в том, что умный и скромный исследователь стал самым богатым человеком планеты. В Союзе самым мощным рычагом достижения благ были отнюдь не деньги, а блат. Когда же деньгам была возвращена их главенствующая роль, большинству из нас это не понравилось. Естественно, более других негодовали те, кто при переходе из Светлого Царства в Серое не сумел нажить капитал. Но есть и еще кое-что. Нас, привыкших к завораживающему ритуалу блата, к его тайнам и таинствам, шокировала непристойная открытость и грубость чистогана. В СССР все жили по неписаным правилам, в этом были интрига и благородный риск, и вдруг все вышло наружу, исчезла интрига, осталась лишь примитивная купля-продажа. И поныне некоторые из нас тоскуют по обходительности, по тонкости и нюансам, знание которых предопределяло победу, а незнание – поражение.
Деньги ничего подобного подарить не могут.
К слову сказать, все качества человека, так или иначе связанные с деньгами, – жадность, прижимистость, скупость, бережливость, щедрость, мотовство, расточительность, – отчетливо отражаются в письме. Вплоть до того, что можно установить по дням, когда человек тратит много денег, или, когда будучи расточительным по натуре, человек не имеет средств, чтобы промотать их. ****