Человек сам организатор своего счастья

Александр Мень написал это в «Истории религии». Приятного мало, когда, войдя во вкус философствования, обнаруживаешь, что твои замечательные рассуждения уже предопределены и, более того, вплетены в нить чужих мыслей и наблюдений. Единственно утешает, что, если принять на веру слова отца Александра, выходит, тот, кто не приемлет цивилизацию, неотъемлемый субъект цивилизации. И как знать, быть может, более неотъемлемый, чем тот, который ее безоговорочно принимает. А это уже внушает надежду.

Отец Александр Мень доходчиво, как дважды два четыре, объясняет, почему подобное отвращение неизбежно.

По его словам, цивилизация – это аналог борьбы за существование, свойственной природному миру. Но в то же время ее развитие, следуя собственной логике, уводит человека от естественного образа жизни, что не может не отражаться на душевном укладе людей. Цивилизация начинает выступать, как враг природы, а разрыв с природой человек переживает болезненно. Отсюда ощущение, что цивилизация подтачивает жизненные корни человечества. Все вроде верно и очень хрестоматийно. А в хрестоматийности-наличествует элемент филистерства, ибо к тому времени, как та или иная мысль становится общепризнанной, жизнь уходит далеко вперед. Вопрос о том, сколь болезненно современный человек переживает разрыв с природой, следует признать чистой софистикой, ибо та часть населения, что обитает в мегаполисах, есть продукт техногенной цивилизации, а другая жаждет им стать. И на природу тем и другим, грубо говоря, наплевать. А что цивилизация подтачивает жизненные корни человечества, – это из разряда истин, смысл которых давно утрачен. Разумеется, многомудрые мужи в университетах Гарварда, Кембриджа, Франкфурта время от времени негодуют против цивилизации, пожирающей самое себя. Но много ли таких, кто разделяет их негодование?

И еще один пассаж из Александра Меня.

Техника превратилась в некую «вторую природу», над которой человек теряет власть и которая обращается против него самого. Меня всегда занимало, что это за человек, который подразумевается, в такого рода, философствовании. Понятно, что это фигура речи, но какое отношение она имеет к реальным людям, тем, кто заполняет учреждения, цеха, научные институты и офисы, набитые под завязку навороченной техникой, а вечером возвращается в квартиры, где этой техники ничуть не меньше. Они что, враги самим себя, чтобы выступать против засилья техники? Или есть данные, которые позволяют разглядеть в них потенциальных луддитов? И в компании, в лесу, за шашлычком, который в понедельник будет смачно описываться сослуживцам, они что, беседуют о красоте окружающей природы? Или, может, духовных ценностях? Не о футболе, зарплате, автомобилях, курсе доллара, ценах на нефть и бензин, а о праве человека на естественный ландшафт и необходимости его присутствия в жизни? Господи, даже я, ненавистник технократии, готов признаться в нежной привязанности к своему компьютеру. За отсутствием разношерстной компании, предпочтительно состоящей из английского бульдога и оцекета, компьютер превратился для меня в одушевленное существо, от которого я постоянно ожидаю пакости в отместку за неумелое с ним обращение. Другим компьютер заменяет общение с себе подобными.

Третьи избирают телевизор в качестве возлюбленного супруга или супруги. Для большинства технический прогресс оборачивается ощутимым лагом, для многих технические новшества – это и есть благо, и вне техники для них нет блага, между тем как малочисленные индивиды, которые готовы увидеть в технике силу враждебную человеку, по сути ничего не решают.

Человек сам организатор своего счастья, а кто несчастлив, тот плохой организатор. Людям свойственно прислушиваться к счастливым успешным, а те, кто не добился успеха, внушают мало доверия. Первые вещают, вторые по большей части брюзжат.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Брюзжанье никогда не было в моде.

Брюзжать вообще нехорошо. Ибо это признак уныния, а уныние – порок. При этом если необразованные просто брюзжат, то образованные, во всяком случае, заметная их часть, брюзжат дискурсивно. Числится за образованными индивидами такая особенность, что причины собственных неудач и разочарований они ищут не в самих себе, а в окружающем мире, в том, что он развивается не так, как им хотелось бы. Ощущение тупой и тупиковой цивилизации, которое время от времени преследует наиболее продвинутых, отчасти этим объясняется, однако не стоит забывать, что эти люди обладают способностью улавливать изменения в духовном климате и благодаря своей образованности в состоянии предугадывать результат этих изменений. Брюзжащие образованные индивиды – продукт и необходимая часть развитой цивилизации. Работа их ума и воображения позволяет сбивать спесь с самодовольной цивилизации. ****