Чтобы объяснить жизнь Природы, необходимо вновь проникнуть в область Космологии и поговорить о жизни на всем протяжении Космоса.
Так как конечная цель Космоса – сознательное и реальное проявление абсолюта при помощи ограниченной индивидуализации в пространстве и времени, то она может быть достигнута только посредством движения прогрессивного, т. е. такого, которое всегда производит новую реальность, с каждым разом все более и более приближающуюся к абсолюту (хотя она никогда его не достигнет, так как абсолют для Космоса – то же, что аэимптота – для кривой с бесконечной ветвью).
Этим движением инертность влияет последовательно на самопроизвольность и получает взаимное воздействие.
Результатом этих переходов являются индивидуальные формы, которые закрепляют в себе в гармоничном и удачном соединении комбинацию двух крайних принципов. Таковы существа, называемые нами одушевленными; ранее было уже упомянуто об их тройном составе. Как было сказано, они состоят из тела, заимствованного у Природы, чтобы поддерживать форму, заключающую дух – частицу высшей самопроизвольности, и души – промежуточного принципа, соединяющего тело с духом. Это последнее начало надлежит определить точнее. Будем называть душой часть материи (более или менее утонченной), с которой соединяется (в сильной или слабой степени) одно из свойств самопроизвольности, а именно: способность господствовать над инертностью материи, преодолевать свойственные ей сопротивления (инертность и непроницаемость); эту способность называют силой. Итак, душа – есть частица материи одаренная силой и способная располагать ею в пространстве и во времени; между тем как дух – есть частица самопроизвольности, отличная от материи, отвлеченная, ограниченная, но не индивидуализованная. Именно посредством души индивидуальное существо может управлять материей и формой, их видоизменять и, следовательно, совершенствовать.
Такое вечное преобразование и составляет то, что мы называем жизнью.
Рассмотрим ближе это понятие.
Согласно данному нами ранее определению материи, она обладает душой; каждая молекула, каждый атом есть одушевленное существо; его форма – это его дух; занимаемое им пространство представляет его тело, и так как оно обладает частицей универсальной силы -силой сопротивления, выражающейся способностью занимать пространство, соответствующее его форме, – то оно одарено душой, заключая в себе монаду, предохраняющую эту форму.
Итак, во вселенной все имеет свою душу, поэтому для определения души сложного индивидуального существа надо подыскать более точные признаки. Каждая частица, каждый материальный атом этого существа имеет душу, но душу, так сказать, частичную, имеющую определенную функцию, в точности соответствующую ее силе; но кроме этих, так сказать, частичных душ, в организме каждого существа имеется орган, на который специально возложена обязанность объединять эти души, придавая своей собственной самопроизвольностью определенное направление всем отдельным (частичным) самопроизвольностям. Вот этот-то орган мы называем душой этого сложного существа.
В таком-то смысле и надо рассматривать тройственность всякого реального существа, а не атома. Дух его – есть принцип единства его существа, выражаемого его формой в пространстве; это – частица высшей идеи. Тело его представляет совокупность одушевленных существ, из которых каждое содействует своей собственной самопроизвольности и, соответственно, своему специальному назначению, поддержанию этого единства.
Душа его, это орган, на который возложена специальная обязанность направлять деятельность телесных молекул к определенному духом единству; для этого она наделена особой, свойственной ей силой, которую мы называем ее волей.
Однако и это определение еще неполно; нам остается добавить, что наибольшее, доступное этому существу – будет сохранение своей собственной индивидуальности; и вселенная, состоящая из совокупности таких существ, превратилась бы в неподвижную, конечную форму, неспособную выразить абсолют. Ее жизнь была бы существованием ограниченным, замкнутым и подобным смерти. Поэтому недостаточно сказать, что назначение индивидуальной души заключается в сохранении единства своего существа, соответственно свойственной ему форме; ей надо еще присвоить способность беспрерывно стремиться к Совершенному Единству, к Высшей Самопроизвольности, и увлекать за собой организм, которым она управляет. Душа не только хранительница индивидуального существа, она также изменяет его, будучи прогрессивной.
Эти, так точно выраженные, определения позволяют нам яснее постичь жизненную работу Космоса и специальную роль Природы. Прежде всего, она получает от универсальной самопроизвольности свойственную ей деятельность, то есть желание бытия; как припомнит читатель, именно таково определение Природы. Затем она получает и передает своим индивидуальным формам силу, которая позволит им развиться при помощи времени и видоизменений; эта сила, соединившись в индивидуальном существе с частицей самопроизвольности или духом, дает ему некоторую свободу: свободу улучшать, замедлять и даже совершенно прекращать свое развитие, кроме всеобщих влияний этой индивидуальной самопроизвольности. Таков состав души в Природе.
Через упражнение своей прогрессивной самопроизвольности, сначала движимое одним только желанием, индивидуальное существо постепенно постигает и все более усваивает универсальную идею, к которой стремится; разум его развивается, и по мере того, как возрастает этот разум, увеличивается также и его любовь к универсальной идее; оно все более и более посвящает ей свою самопроизвольность, через нее приобретает большее могущество, развивается и одухотворяется.
Так прогрессивно достигается цель вселенной одухотворением материи совершенствованием индивидуумов. Именно таким образом все одушевленные существа притекают с разных сторон: одни – нисходя из духовности, другие – подымаясь из материи, чтобы встретиться в совершенном человечестве и, при его посредстве, осуществить божественную идею.
Такова мировая жизнь, осуществляющая абсолют. В этой совершенной жизни частная роль Природы заключается в том, чтобы вывести существо из глубин инертности, освобождая его индивидуальную душу желанием и развитием, между тем как универсальная душа связывается в нем умом и духовностью, сошедшими с величественных высот совершенной самопроизвольности.