Дочери Рейна
Анри Фантен-Латур
Дочери Рейна
1877
Уголь, пастель, 52,5 х 35,5 см
Париж, Лувр
Понятие «синтетического произведения искусства», от которого берут начало синтетизирую-щие устремления символизма, своим происхождением обязано Вагнеру, в операх которого было достигнуто единство музыки, поэзии и сценического движения. Теория Вагнера о «все-искусстве», опирающаяся на синестезийные свойства человеческого восприятия, и его же теория о приоритете легенд и религиозных тем оказали на современников большое влияние; многие, и в частности редактор парижского журнала «Revue Wagnerienne», видели в Вагнере родоначальника символического движения. Фантен-Латур сделал много иллюстраций для этого журнала. Вагнеровская тема («Тангейзер») впервые появилась в его творчестве в 1866 году, а после 1877 года наблюдается скачкообразный рост числа произведений, инспирированных музыкой. Фантен-Латур разрабатывал, главным образом, темы Берлиоза и Вагнера. Однако этому «сознательному вагнерианцу», каковым Фантен-Латур был в глазах современников, «удавалось» с наивной легкостью проходить мимо идейного содержания произведений, в которых он черпал вдохновение для создания своих композиций. В иллюстрациях к «Дочерям Рейна» окутанные неясным сумеречным светом и белесой дымкой испарений фигуры трех дочерей Рейна отмечены печатью романтического пафоса, с привкусом сентиментальности рококо. Однако фантазия художника поднимает эти образы над уровнем традиционного аллегорического изображения, придавая фигурам ласкающую глаз воздушную легкость и изысканное цветовое звучание.