Мода на иконоборчество прошла. Родина профессора Баттерфилда сражалась в войне, о которой часто говорили, что она шла в защиту конституционных свобод, воплощенных в вигской традиции, под руководством великого вождя, который постоянно взывал к прошлому, «так сказать, с оглядкой на современность».
В моей первой лекции я сказал: прежде чем изучать историческую работу, изучите историка. Теперь я бы добавил: прежде чем вы изучите историка, изучите его историческое и социальное окружение. Историк, будучи индивидуумом, также продукт история и общества, и именно в этом двойном свете тот, кто изучает историю, должен научиться оценивать историка.
что какой-либо индивидуум хотел или желал великой экономической депрессии 30-х годов. Хотя несомненно, что она была вызвана действиями индивидуумов, каждый из которых, сознательно преследовал, совершенно различные цели. Анализ противоречий между намерениями индивидуума и результатами его действий не всегда должен ждать своего ретроспективного освещения в история. «Он не собирается вступать в войну, – писал Лодж о Вудро Вильсоне в марте 1917 г.,- но я думаю, что его вовлекут туда события».
Всему историческому опыту противоречит утверждение, что историческая работа может быть написана на основе «объяснения в терминах человеческих намерений» или рассказа об их мотивах из уст самих действующих лиц, либо объяснения, «почему, по их собственной оценке, они действовали так, а не иначе». Исторические факты – это факты об индивидуумах, но не о действиях индивидуумов, совершенных в изоляции, и не о мотивах, реальных или воображаемых, исходя из которых эти индивидуумы, по их предположению, действовали. Это факты, об отношениях индивидуумов друг к другу в обществе, и об общественных силах, которые вызваны действиями индивидуумов и которые в результате отличаются, а иногда и противоречат тем результатам, которые сами индивидуумы намеревались достичь.